Ах, какая она все-таки маленькая!

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Архив ДД

Каждая страна стремится сформировать положительное представление о себе, иногда, может быть, даже преувеличенно положительное. Но если речь идет об имидже, то уместна ли здесь скромность?

Невзирая на легкий коктейль кровей в моих жилах, я – человек по самосознанию безусловно русский, и мой родной язык – тоже русский. При этом я не могу сказать, что воспитана исключительно на русской культуре и что, допустим, Прокофьев мне дороже Моцарта, а Чехов – Бернарда Шоу. В этом смысле я человек общеевропейской культуры, а если говорить о литературе – то даже и американской.

Эстония – птичка

Поэтому я в равной степени уважительно отношусь ко всем государствам, представители которых внесли свой скромный вклад в мое развитие, и желаю им всех благ. Но живу я только в одной стране – в Эстонии – и ей, естественно, благ не просто желаю: в них я шкурно заинтересована. И несмотря на ряд, выражаясь современным языком, обидок и непоняток, хорошо понимаю, что чем лучше будет Эстонии, тем будет лучше и ее обитателям, в том числе и мне, которую я очень люблю.

Отставим в сторону экономику, забудем про политику, поговорим об имидже, от которого часто зависят и политические, и экономические успехи. Эстония – страна действительно прекрасная во многих отношениях, но есть у нее одна беда: она «маленькая». Раньше бед, как и положено, было две, но вторая несколько лет назад по неизвестной причине отвалилась. И тем самым оставила первую на произвол судьбы.

Я не знаю, кто – кажется, еще во времена Поющей революции – придумал назвать Эстонию на манер известной птички: «маленькой, но гордой». Слова эти моментально распространились и скоро превратились в штамп: их повторяли сотни людей в сотнях речей и статей. И еще тогда я думала, а почему «но», почему не «и»? Что мешает маленькому – хоть государству, хоть человеку – быть к тому же и гордым? Вроде бы ничего: вон, Шотландия тоже невелика, а в Англии есть поговорка «горд, как шотландец».

То есть размеры и гордость логически не связаны никак – одно из них не исключает и не подразумевает наличие другого: можно быть маленьким и гордым, средним и гордым, большим и гордым, а можно – маленьким и не гордым, средним и не гордым, большим и не гордым… Это я так подробно объясняю потому, что, как выяснилось, не все в курсе.

Эстония – Бонапарт?

Но когда информация о том, что Эстония – маленькая, но гордая страна, прочно укрепилась в общественном сознании и в коллективном бессознательном, кто-то, видимо, решил, что гордиться – это не комильфо. Или в соответствии с новой ленивой модой («добрый» вместо «добрый день», «приятного» вместо «приятного аппетита») не договорил фразу до конца. И понеслось – «но гордая Эстония» превратилась в просто «маленькую Эстонию». 

Вы не обращали внимания? Обратите. Так характеризуют Эстонию эстонские же  чиновники и политики (в интервью, выступлениях перед публикой и т.д.), так говорят простые смертные из местных, так выражают свой восторг заезжие, в том числе и высокие, гости – «ишь ты, маленькая Эстония, а какая…» Конечно, без «но гордой»-то даже удобнее! Иногда мы маленькие, но бедненькие, которых каждый может обидеть, иногда – отважные и принципиальные, иногда – шустрые и смекалистые, но маленькие при этом – всегда. Скоро слово «маленькая» превратится в постоянный эпитет для Эстонии, и это будет заслугой исключительно ее вождей.

Посмотрим, как поэтически именуют себя другие страны – пусть не все, но те, которые именуют: Израиль – Земля обетованная, Китай – Поднебесная, Япония – Страна восходящего солнца, Финляндия – Страна тысячи озер, и даже Бутан – Страна дракона-громовержца… У Владычицы морей Великобритании один из постоянных эпитетов скрыт в официальном названии государства, а конкуренцию скромникам-англичанам составляют русские с Великороссией и Русью святой. А Эстония какая? Правильно, маленькая! И нечего обижаться, сами придумали.  

И вот я не понимаю: это что, комплекс? И если Наполеона, то каких последствий ожидать? Казалось бы, из-за невысокого роста должны переживать исключительно мужчины, но, оказывается, страдают и женщины, а Эстония все-таки «она». И вот, психологи утверждают, что дамы с комплексом Наполеона пытаются наверстать недостающие сантиметры повышенными амбициями, что проявляется в желании обрести ощущение собственной значимости и руководить окружающими. Конечно же, Эстония не к этому стремится, она девушка не такая. А какая?

Эстония с носом

Например, русские женщины стали притчей во языцех из-за их реакции на комплименты. Услышав комплимент, европейская (американская) прелестница поблагодарит или обвинит галантного кавалера в харассменте (встретитесь в суде); восточная – скромно потупит взор или пожалуется братьям (встретитесь в мечети на никахе)… А что сделает русская? Правильно, объяснит вам, что сроду красавицей не была, а в данный конкретный момент выглядит особенно отвратительно. И продемонстрирует свои недостатки. Впрочем, и здесь возможны варианты – для умной и для глупой.

Умная укажет на недостатки мнимые: дама с осиной талией посетует на то, что ужасно растолстела, обладательница роскошной гривы – что облысела, большеглазая расскажет много интересного о собственных «поросячьих глазках».  И тем самым все три привлекут внимание именно что к своим достоинствам. Не так поведет себя глупая женщина, и тут вариантам несть числа. Она, чтобы доказать, что комплиментов недостойна, и жировую складку на боку оттянет, и дырку от вырванного три года назад зуба (самого дальнего в нижнем ряду) покажет, и даже задерет юбку повыше, чтобы обнародовать кривые ноги. Тем самым превратившись из «прелесть что за дурочки» в «ужас, какую дуру».

А которую из всех вышеперечисленных дам вам напоминает страна, постоянно подчеркивающая свои размеры? Что мы вообще к ним прицепились? Маленький – это не плохо и не хорошо, это просто объективная реальность, как то, что трава зеленая, а вода мокрая. Почему ни в Голландии, ни в Дании, ни в Швейцарии никто не носится с воплями «мы – маленькие»? (А уж Швейцарии, казалось бы, сам бог велел – маленькая, но гордая тем, что богатенькая.) Да и габариты Монако и Сан-Марино тоже не служат для местных жителей особым поводом для разговоров.

Что мы, собственно, хотим сказать миру, который и так в курсе наших вайтлс, постоянно подчеркивая небольшую величину своей страны? Чего добиваемся –  чтобы у людей сложилось впечатление, что нам и похвастаться больше нечем? Я думаю, что обычные люди смогут подобрать к слову «Эстония» более романтические (или практические) эпитеты, но крылатыми становятся слова, произнесенные с высоких трибун. И хотелось бы, чтобы наше всё – наш цвет нации, наши отцы, наши столпы – хоть на минуточку отвлеклись от мерок и придумали что-нибудь другое.

Потому что если какая-то дама хоть куда, но с немножечко длинноватым носом, который на фоне ее остальных потрясающих данных вовсе не бросается в глаза, будет постоянно говорить «а вот к вам пришла ваша длинноносая Таня», в конце концов о Тане и сказать будет нечего, кроме того, что она длинноносая. Другие ее достоинства будут быстро преданы забвению.

Наверх