Страшная соодлаская тайна

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эти фотографии прислала в редакцию читательница Татьяна Шилко.
Эти фотографии прислала в редакцию читательница Татьяна Шилко. Фото: фото читателя

Сейчас многие проводят свои выходные в лесу: любители тихой охоты говорят, что грибов там видимо-невидимо. А вопросов у грибников столько же, сколько грибов. Людей интересует, почему лесные дороги – в плохом состоянии, бурелом – не убирается, а мы – не храним то, что имеем.

Да, к лесу у нашего народа отношение трепетное. Подчас даже слишком. После материалов о хозяйственной деятельности в лесных угодьях автору не раз приходилось отвечать на гневные вопросы читателей: зачем вырубают наше богатство или почему посреди пустой делянки оставлены два одиноких дерева, которые ну так некрасиво смотрятся? Мы снова писали статьи о лесе, сопровождая их официальными комментариями сотрудников Центра управления государственными лесами (RMK). Лес, считают специалисты, это не парк, где ходят по дорожкам и нюхают цветочки. Лес – живой организм, который нуждается в лечении, в прореживании, в плановых вырубках, в отдыхе.

Читатель недоумевает

Наши читатели не просто болеют за лес, они любознательны и очень бдительны. Вот что написала в редакцию читательница Татьяна Шилко:

«Пару лет назад я уже обращалась в RMK с жалобой на нещадную вырубку леса в районе запасного питьевого водохранилища Соодла. Но то, что там происходит сейчас, не входит ни в какие рамки... Уже второй год в лесу закапываются огромные деньги в прямом смысле этого слова, так как два года ведутся работы по прокладыванию чуть ли не шоссейных дорог. Весь прошлый год туда самосвалами завозили песок, а в этом году – щебенку, перемешанную то ли с цементной пылью, то ли еще с чем. Нарушается экосистема, так как цементная пыль повсюду. Дороги такие, как будто их готовят для бронетехники.

Зачем в лесу шоссе, когда в городе не на что произвести ремонт дорог? Очень все странно, и въезды в лес со всех сторон перекрыты. Как у нас охраняются лесные богатства? Для чего RMK рекламирует свою деятельность и для чего он вообще создан? И кто заинтересован в таком варварском отношении к природе?»

К письму Татьяна приложила два снимка, на которых в самом деле видно, что в лесу прокладывается дорога. Мы обратились за разъяснениями в Центр управления государственными лесами и спросили, что же все-таки происходит в Соодла. Нам ответила руководитель коммуникационных проектов RMK Марина Полтавцева:

«Действительно, в районе северного побережья Соодлаского водохранилища ведутся работы по капитальному строительству сети лесных дорог, заказчиком работ выступает RMK. Работы были начаты в 2013 году, их планируется завершить к концу сентября текущего года.

В данном случае мы имеем дело с широкомасштабной реконструкцией лесных дорог, что позволит использовать их для ведения лесного хозяйства круглогодично. Дело в том, что из-за погодных условий дороги в этих местах были труднопроходимыми в весенний и осенний периоды, что тормозило вывоз готового лесоматериала. Эксплуатация обновленных лесных дорог рассчитана на 30 лет».

Полтавцева уточнила, что речь идет о самых что ни на есть внутренних лесных дорогах, и неудобства там могут возникать только у тех любителей сбора ягод и грибов, которые для своих вылазок выбирают именно места, где ведется строительство, хотя лесов, где строительство не ведется и проселочные дороги покрыты мягкой травкой и сосновыми иголками, гораздо больше.

«При строительстве дорог верхний слой покрывается дробленым щебнем, смешанным не с цементной пылью, а с известняковой мукой, – продолжает Марина Полтавцева. – Все эти материалы имеют природное происхождение и поэтому негативного влияния на окружающую среду не оказывают. Мы понимаем и разделяем озабоченность автора письма по поводу пыли и затрудненного проезда по строящейся дороге, однако такие временные неудобства, увы, сопутствуют любому строительству или ремонту. Зато в будущем проезд в лес по этой дороге будет удобен не только для лесоводческой техники, но и для грибников и туристов».

Вечный вопрос: что такое RMK?

Бдительность и дотошность – дело хорошее, но вот о том, что такое RMK и чем он занимается, мы уже многократно писали. Как напомнила Полтавцева, Центр управления государственными лесами, или по-эстонски Riigimetsa majandamise keskus, занимается охраной и возобновлением государственных лесов, а также хозяйственной деятельностью на их территории. В Эстонии около 40% лесных угодий принадлежит государству, при этом общая площадь лесов, которые покрывают почти половину территории Эстонии, – 2,2 миллиона гектаров! Это четвертое место после Швеции, Финляндии и Словении. Остальные 60% леса находится в собственности частных или юридических лиц, которых около 100 000. Вдумайтесь в это число. Но даже частникам не вырубить своих делянок без контроля над этим процессом со стороны государства.

Что же касается RMK, то своей лесохозяйственной деятельностью он приносит немалый доход государству, выращивает материал для обновления леса, поддерживает необходимый объем семенного запаса, а также организует лесо- и природоохранную деятельность, продает древесину. В его обязанности входит и содержание в порядке лесных дорог и осушительных систем.

Производя рубку и другие лесные работы, RMK действует в связке с природоохранными организациями. Природосберегающее лесоводство сводит к минимуму ущерб, причиняемый окружающей среде при проведении рубок леса и других лесных работ. Наиболее ценные, с точки зрения охраны окружающей среды, участки леса должны оставаться не тронутыми хозяйственной деятельностью вообще. «И это требование строго соблюдается, – уточнила Полтавцева. – Там можно проводить только специальные работы, необходимые для сохранения природных ценностей».

«По количеству заповедных лесов Эстония – один из лидеров в Европе. Наши леса являются домом для 20 000 видов растений, животных и птиц, среди которых множество редких или вымирающих. Практически четверть государственных лесов страны находится под охраной. Из них половина территорий является заповедными – в этих лесах полностью запрещена какая-либо деятельность человека, а на остальных действуют специальные ограничения», – рассказала Полтавцева.

Похвально, что наша читательница переживает за нерачительное, по ее мнению, расходование государственного бюджета. Можем посоветовать ей обратиться не в газету, а, например, адресовать свои вопросы в Государственный контроль, который по своим должностным обязанностям должен давать оценку финансовой деятельности госучреждений.

Справка «ДД»

RMK является обладателем международных сертификатов: двумя сертификатами системы управления окружающей средой (ISO 14001 и ISO 900) и сертификатами бережного ведения лесного хозяйства (FSC и PEFC). Это свидетельствует о тщательном соблюдении всех европейских норм.

Более подробную информацию можно получить на сайте организации, в том числе и на русском языке: www.rmk.ee – все о государственных лесах Эстонии, www.loodusegakoos.ee – все об отдыхе в государственных лесах.

Наверх