Проблема существует с учреждениями, которые по-эстонски называются lastehoid, а по-русски могут приблизительно определяться как центры по уходу за детьми. Дело в том, что к таким учреждениям в области кадровой политики по непонятной причине предъявляются более строгие и конкретные требования, чем к обычным детским садам. Деятельность последних регулируется Законом о дошкольных детских учреждениях, согласно которому для работы в детском саду от человека требуются наличие высшего образования и некая «педагогическая компетенция».
Деятельность же центров по уходу за детьми подпадает под Закон о социальном попечении, который устанавливает для сотрудников таких учреждений более конкретные требования. А именно: тот, кто имеет право работать в центре по уходу за детьми, должен иметь либо свидетельство о прохождении курсов няни, либо диплом о высшем образовании по одной из четырех конкретных специальностей: специальная педагогика, дошкольная педагогика, няня или социальная работа.
Таким образом, получается, что многие специалисты (например, дипломированные детские психологи или логопеды), которые обладают знаниями, позволяющими им успешно работать с детьми, трудиться в центре по уходу легально на основании лицензии права не имеют, в то время как в детский сад они могут устроиться без проблем.
Детский психолог Елена Парфенова, руководитель одного из таллиннских центров по уходу за детьми, считает такую ситуацию абсурдной. «Я столкнулась с этим в очередной раз, когда хотела принять на работу женщину, которая по образованию учитель искусства, также у нее есть свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации по программе дошкольного воспитания в объеме 160 часов. В любой детский сад ее могут взять воспитателем, а к нам она не может устроиться, – рассказывает Парфенова. – И сейчас я вынуждена либо сворачивать бизнес и отправлять детей на улицу, либо искать какие-то лазейки в законе. Но я не хочу этим заниматься. Я считаю, что пришла пора поднять эту тему. К детям должны идти специалисты, а не те, кто просто окончил курсы няни, например, бывшие торговые работники или контролеры. Я сама несколько лет преподавала на этих курсах, и поэтому не имела права одновременно получить свидетельство об их прохождении. Получается, что я сама, детский психолог с академическим образованием, не имею права получить лицензию на работу в центре по уходу за детьми».