Игорь Лысов: раньше можно было вылезти на душе, сейчас надо еще и голос иметь

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Елена Вильт/JEVI

Русский театр Эстонии славился своими постоянными скандалами и сменами художественных руководителей. Новый худрук Игорь Лысов намерен восстановить мир и заниматься в театре исключительно искусством, а не войной.

Лысов уверяет, что он не революционер и масштабных реорганизаций в театре проводить не планирует. Своей задачей новый худрук считает установить мир и спокойствие в Русском театре, вернуть ему былую популярность и повысить уровень профессионализма артистов. По словам Лысова, на достижение этих целей уйдет немало времени, но он никуда и не торопится – в Эстонии и Русском театре он планирует остаться надолго.

Игорь Лысов отмечает, что в новом сезоне будет сделан упор на высокую драму вне зависимости от жанра, главное – мощная и красивая драматургия, а что из этого выйдет, будут уже оценивать зрители.

– Уже успели ощутить груз ответственности художественного руководства?

– Да, очень сильно. Я справлюсь, но для меня художественное руководство – тяжелый труд. Безусловно, большая ответственность руководить личностями, быть художественным лидером у опытных актеров, часть которых старше и известнее меня. Надо продумать, что им сказать, как и тем, кто еще должен расти в профессиональном плане.

– Вы проработали долгое время в московском театре. Вступив в должность худрука Русского театра Эстонии, заметили ли какие-то отличия?

– В Москве сейчас царит лабораторный, инновационный, креативный, подвальный, документальный, а не репертуарный театр. Главное же отличие заключаются в том, что московские «звезды» натренированы работать мгновенно и быстро. Они в потрясающей звуковой и физической форме. Немного все успокоится, и мы тоже в нашем театре начнем ежедневно заниматься с артистами движением, речью, энергетикой.

– Собираетесь основательно заняться совершенствованием профессиональных навыков вашей труппы?

– Конечно, современная игра этого требует. Раньше можно было еще вылезти на душе, сейчас надо еще и голос иметь. В начале занятия будут добровольными, чтобы те, кто не хочет заниматься, не мешали остальным. А потом желание заниматься появится и у тех, кто не хотел, поскольку будет видна колоссальная разница: в манере играть, говорить, двигаться по сцене. Но я не буду никого заставлять и устраивать революции. Я не революционер по своей сути.

Сейчас моя задача, чтобы все привыкли к тому, что я здесь серьезно и надолго, чтобы поверили мне и у нас выстроились взаимоотношения. На это нужно время, но я никуда и не тороплюсь. Вроде бы мы уже неплохо начали с постановки «Дяди Вани». Дальше мой удел делать спектакли и сидеть в зрительном зале.

– Вы всегда ходите на свои премьеры?

– Да, я имею мужество смотреть то, что я сделал. Есть режиссеры, которые боятся и стесняются. Да и я нервничаю, но делаю вид, что мне все равно и я просто смотрю, хотя внутри все бушует, сердце стучит, и я уже начинаю репетировать, как бы это сделал иначе. Но внешне никак себя не выдаю – абсолютно спокоен и безразличен.

– Как вы думаете, в чем проблема Русского театра? Почему так часто менялись руководители?

– Я могу это объяснить беспомощностью Русского театра и безразличием русскоговорящего населения – не отстаивали свой театр. Все-таки это же наша одна общая культура, и если не будет здесь Русского театра, то останется жить только воспоминаниями: «А вот раньше у нас был Русский театр... А сейчас там кабак». Зачем это? Надо любить свое и беречь. Не так уж и много у людей чего-то по-настоящему ценного. Я считаю, что это счастье для русскоговорящего населения, что у него есть свой театр на родном языке.

– Чем вы будете привлекать зрителя в Русский театр?

– Я был на всех трех спектаклях «Дяди Вани» и видел, как радовались актеры, зрители, цеха. Мне все говорили, что раньше было не так. Но меня не было в то время, поэтому я видел, как есть сейчас, – полный зал зрителей. Итальянский режиссер Алессио Бергамо, который приехал ко мне 6 сентября посмотреть премьеру, сидел на балконе на приставном стульчике, потому что не было возможности найти ему место в партере. На финале 6 и 7 сентября зал встал в знак благодарности, и я понимаю, сколько радости наша совместная встреча принесла друг другу.

Чем я буду привлекать зрителя? Я постараюсь делать вместе со своими коллегами хорошие спектакли. Мы будем делать какие-то достойные вещи, а не гонять специально какую-то попсу, чтобы только заполнить зал. Конечно, я понимаю, что зрителя нужно возвращать в театр, чтобы он привык сюда ходить. И я потрачу на это сезон, два или три. Все-таки я думаю, что честно и хорошо сделанные спектакли должны привлечь внимание публики.

– Актеров в театре не хватает. Собираетесь кого-то приглашать?

– Мысли такие были, но для это нужны возможности. Однако сначала я должен доказать, что нужен этому театру, а потом уже здесь хозяйничать. Конечно, труппу пополнять я буду, но не с помощью московских «звезд» и лиц из телевизора. Я считаю, что и в Эстонии есть прекрасные местные кадры. Если получится, буду привлекать молодых.

– В новом сезоне ждать преимущественно классику?

– Сезона два в Большом зале будут идти постановки значимых классических произведений самого разного жанра: комедия, трагедия, мелодрама, просто драма. Но на скудность репертуара жаловаться не придется – у нас есть малая сцена, где будут идти какие-нибудь безбашенные спектакли.

– Помимо премьер, что еще интересного планируете сделать в Русском театре?

– Я как режиссер имею лабораторию, где есть возможность изучать современные принципы игры, занятия в ней проходят раз в год. Поскольку я живу в Эстонии, в этом году она пройдет здесь, на базе Русского театра, с 23 ноября по 7 декабря. Приедут артисты из Литвы, Латвии, Украины, России, будут и мои актеры. Может быть, кто-то присоединится из эстоноязычных театров. В течение десяти дней мы будем учиться играть Достоевского. Результат нашей встречи будет представлен публике в виде спектакля, без всяких обсуждений.

Справка «ДД»

Родился в 1956 году в Новосибирске.

В 1982 году окончил Горьковское театральное училище.

В 1987 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Луначарского.

В 1992 году окончил Российскую академию театрального искусства, режиссерский факультет (курс Анатолия Васильева).

Работал актером в театрах Мурманска, Вологды и Петербурга (Ленинграда).

1995-2013 гг. – художественный руководитель авторской лаборатории в московском театре «Школа драматического искусства».

С 2014 года – художественный руководитель Русского театра Эстонии.

Наверх