Династия немецких императоров – Гогенцоллернов – насчитывает более 1000 лет. И поныне это большой клан дальних и близких родственников, которые время от времени встречаются в своем родовом замке на юге страны.
Вотчина бывших императоров
Недавние опросы населения в Германии показали, что немцы, особенно молодые, скучают по монархии: около трети граждан до 25 лет хотели бы ее восстановления. Социологи считают, что это определенная дань моде, ведь их британские сверстники сходят с ума от принцев Уильяма и Гарри, а множество журналистов специализируется на освещении жизни королевских семей не только в Британии, но и других странах Европы.
А фамилия моя слишком известна!
При этом если немцы всерьез задумаются над изменением конституции страны, то претендент на монарший престол у них есть: праправнуку последнего императора, наследнику Дома Гогенцоллернов, принцу Пруссии Георгу Фридриху фон Гогенцоллерну сейчас 38 лет. По образованию он экономист, руководит технологической компанией и не хочет иметь ничего общего с политикой.
Это симпатичный улыбчивый блондин, современный и демократичный. До недавней своей женитьбы он проживал в обычной двухкомнатной квартире в Берлине. Три года назад, в августе 2011-го, женился на соотечественнице Софии фон Изенбург, принцессе Гессенского Дома, которую знал с детства. Она тоже экономист, руководит некоммерческим обществом. Их свадьбу, прошедшую в дворце Сан-Суси в Потсдаме под Берлином, показывали по всем каналам немецкого телевидения и сравнивали по размаху с бракосочетанием британского принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Сейчас супруги проживают в Бремене и воспитывают двух сыновей-близнецов.
С 1994 года принц руководит наследием дома Гогенцоллернов, а осмотреть фамильные замки этой большой семьи любопытный турист может практически в любой день. Для этого надо приехать на юг Германии: в федеральной земле Баден-Вюртенберг и поныне официально существуют княжества Гогенцоллерн. Их территория, на которой находится несколько старинных замков, тянется узкой неровной полосой по гористой местности Швабских Альп. Главный замок носит фамильное название – крепость Гогенцоллерн. По территории княжества ходят свои фамильные поезда по своей фамильной железной дороге.
Замок, парящий в облаках
В электропоезде, состоящем из нескольких вагонов c надписью «Гогенцоллерская железная дорога», у меня заложило уши. Мы поднялись на горный массив, изобилующий романтичными ущельями и изумительными по красоте пещерами, хотя он и относится к категории средних по высоте гор. На вокзале городка со смешным для русского уха названием – Хехинген – совсем тихо: вокзал закрыт, билеты продаются в автомате, в вокзальном баре – никого. Венчая покрытую лесом гору, над местностью парит сказочный замок, видный издалека. Но до него еще нужно добраться.
В автобусе, который везет туристов через сонный городок к подножию замковой горы, кроме нас, лишь небольшая группка китайских туристов. Неужели никого не интересует один из самых красивых замков в Европе, растиражированный по Интернету тысячами фотографий? Однако на конечной остановке, на большой парковочной площадке, уже оставлено много автомобилей, а сувенирный магазинчик полон покупателей.
В гору можно идти пешком. Однако подъем слишком крут, и никто из туристов не пожалел шесть евро, чтобы подняться на высоту 850 метров на маленьком автобусе с одной дверью. Правда, глядя на уходящие вниз горные склоны, когда автобусик выруливал очередной поворот, опасно приближаясь к краю дороги, иногда очень хотелось сказать водителю: «Остановите, я лучше выйду!»
Орлиный полет
И вот мы уже у стен замка Гогенцоллерн, колыбели 1000-летней династии, породившей князей, королей и кайзеров-императоров, объединивших в единую страну десятки немецких княжеств-государств!
Дальше приходится идти пешком. И довольно далеко: замок окружают бастионы и три внутренних двора, каждый из которых оборудован многочисленными воротами и подъемными мостами. Дорога между ними уложена в эллипсовидные петли так, чтобы кареты и повозки могли удобно двигаться еще выше, преодолевая последний подъем в 25 метров. И, наконец, пройдя сквозь туннель, частично выстроенный из камня, частично проложенный в скале, гость попадает во внутренний двор замка.
Вокруг поднимаются здания из серо-желтого камня с готическими стрельчатыми окнами и такими же дверными проемами, эркерами, украшенными причудливой резьбой. По стенам вьется плющ и розы. Возле старинной пушки фотографируются туристы из разных стран, а на парадной лестнице в итальянском стиле, украшенной скульптурой графа-воссоздателя замка, уже выстроились туристы, дожидающиеся экскурсии по внутренним покоям замка.
С одной стороны – англоязычные, с другой – местные, которые будут слушать экскурсовода по-немецки. А сквозь тех и этих быстро просачиваются китайские спецгруппы. Почему «спец» – неизвестно, но им почему-то можно без очереди. А пока до экскурсии еще есть время, можно побродить по бастионам, украшенным скульптурами римских воинов. Вид на окрестности отсюда под стать титулу – королевский, императорский.
Поля, леса, городки и поселки – на десятки и десятки километров. Сразу понимаешь, почему символ этого рода не лев, а именно орел: здесь действительно чувствуешь себя птицей, готовой к полету. Говорят, что в хорошую погоду из замка можно увидеть Штутгарт, который находится в пятидесяти километрах отсюда. Нам это не удалось из-за дымки на горизонте. А что мы увидели внутри замка – в одном из ближайших номеров нашей газеты.