Cообщи

Бутерброд, который падает Маслоу вниз

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Вот дался же всем этот скульптурный перформанс «Большой Ласнамяэ»!  Наверное, потому, что опять Ласнамяэ. Был бы «Большой Ида-Вирумаа», тоже все бы возбудились.

Почему-то в Кристийне, Нымме, Пайде или Пярну разнообразные культурные начинания воспринимаются как нормальная часть жизни, но стоит чему-то подобному случиться в Нарве или, скажем, в Красной деревне, как тут же на всю эту деревню поднимается вой про неудовлетворенные базовые потребности. Ну вы меня понимаете: лучше бы работу дали и скамейки покрасили.

Почему бы тогда вообще не запретить местным и зарубежным артистам посягать своими гастрольными турами на бедствующий Северо-Восток? Нечего отвлекать людей своим «искуйством» от мыслей о хлебе насущном!

Американский психолог Абрахам Маслоу создал теорию иерархии потребностей, согласно которой человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.  И в соответствии с этой теорией в Ласнамяэ можно было бы для начала закрыть культурный центр «Линдакиви», поскольку на первых трех ступенях пирамиды Маслоу его деятельность категорически не умещается.

А в способности подняться на ступеньку выше радеющие о благе ласнамяэсцев критики перформанса жителям района категорически отказывают. Хотя, будем говорить честно, те базовые потребности, в удовлетворении которых человеку должно помогать общество (пища, безопасность, принадлежность к социальной группе), у абсолютного большинства ласнамяэсцев удовлетворены. И растущие и развивающиеся по всему району торговые центры – лишнее тому доказательство. А если у кого-то это не так, то речь идет о более сложной индивидуальной проблеме, которую простым вливанием сэкономленных на «художествах» средств не решить.

Я не призываю всех поголовно восхищаться бетонным диваном в парке Кивила, но я за то, чтобы обсуждать достоинства и недостатки художественных акций в одной плоскости, а безработицу и благоустройство района – в другой. Давайте не путать божий дар с яичницей, ну или, – если кому-то «люстры» на деревьях аллеи в окрестностях Линнамяэ божьим даром не кажутся, – держать мух отдельно от котлет. Смешно требовать от художника, чтобы он не ходатайствовал о поддержке своего творчества, например, в фонде «Капитал культуры», специально для поддержки искусства созданном,  поскольку деньгам налогоплательщиков найдется лучшее применение. Или вместо того, чтобы писать картины, шел красить скамейки, поскольку с этой задачей не справилось местное самоуправление.

Еще смешнее, когда этого требуют критики, которые сами издают свои произведения на деньги того же «Капитала культуры» и к тому же принадлежат к творческим профессиям, хотя вместо этого могли бы тоже что-нибудь копать, выпекать и строить. В стране как-никак нехватка рабочих рук в производственной сфере!

И напоследок один случай из журналистской практики. Однажды, после выхода в нашей газете публикации очередного поборника теории Маслоу, нам позвонили, а затем и написали пожилые дамы, в юности пережившие блокаду Ленинграда. «Как же вам не стыдно утверждать, что человек, которому не хватает хлеба, не способен думать об искусстве! – возмущались они. – Мы в блокаду читали «Отверженных» Гюго и только поэтому выжили!» С их мнением я точно не рискнула бы спорить.

Наверх