Кастинг для Арины Родионовны

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Центр по уходу за детьми на улице Пюй в Таллинне, по словам его руководителя Елены Парфеновой, своей задачей видит, в первую очередь, социальную адаптацию детей.
Центр по уходу за детьми на улице Пюй в Таллинне, по словам его руководителя Елены Парфеновой, своей задачей видит, в первую очередь, социальную адаптацию детей. Фото: Михкель Марипуу

Наряду с привычными детскими садами в нашей стране действуют центры по уходу за детьми, ориентированные в первую очередь на социальную адаптацию ребенка. Однако несовершенство законов ставит подобные учреждения на грань выживания.

Наверняка все помнят сюжет замечательного фильма «Усатый нянь»: великовозрастный оболтус Кеша, волею уставшей от его выходок общественности определенный на работу в детский сад, поначалу терпит полное фиаско, но затем постепенно превращается в отличного воспитателя. Из-за странных требований законов в нашей стране к работе с детьми также могут допускаться почти случайные люди, в то время как этот путь закрыт для многих куда более квалифицированных специалистов.

Все в сад?

Проблема существует с учреждениями, которые по-эстонски называются lastehoid, а по-русски могут приблизительно определяться как центры по уходу за детьми. Дело в том, что к таким учреждениям в области кадровой политики по непонятной причине предъявляются более строгие и конкретные требования, чем к обычным детским садам. Деятельность последних регулируется Законом о дошкольных детских учреждениях, согласно которому для работы в детском саду от человека требуются наличие высшего образования и некая «педагогическая компетенция».

Деятельность же центров по уходу за детьми подпадает под Закон о социальном попечении, который устанавливает для сотрудников таких учреждений более конкретные требования. А именно: тот, кто имеет право работать в центре по уходу за детьми, должен иметь либо свидетельство о прохождении курсов няни, либо диплом о высшем образовании по одной из четырех конкретных специальностей: специальная педагогика, дошкольная педагогика, няня или социальная работа.

Таким образом, получается, что многие специалисты (например, дипломированные детские психологи или логопеды), которые обладают знаниями, позволяющими им успешно работать с детьми, трудиться в центре по уходу легально на основании лицензии права не имеют, в то время как в детский сад они могут устроиться без проблем.

Из контролеров – в няни

Детский психолог Елена Парфенова, руководитель одного из таллиннских центров по уходу за детьми, считает такую ситуацию абсурдной. «Я столкнулась с этим в очередной раз, когда хотела принять на работу женщину, которая по образованию учитель искусства, также у нее есть свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации по программе дошкольного воспитания в объеме 160 часов. В любой детский сад ее могут взять воспитателем, а к нам она не может устроиться, – рассказывает Парфенова. – И сейчас я вынуждена либо сворачивать бизнес и отправлять детей на улицу, либо искать какие-то лазейки в законе.

Но я не хочу этим заниматься. Я считаю, что пришла пора поднять эту тему. К детям должны идти специалисты, а не те, кто просто окончил курсы няни, например, бывшие торговые работники или контролеры. Я сама несколько лет преподавала на этих курсах, и поэтому не имела права одновременно получить свидетельство об их прохождении. Получается, что я сама, детский психолог с академическим образованием, не имею права получить лицензию на работу в центре по уходу за детьми».

По словам специалиста, курсы няни может пройти любой желающий, на них людей часто направляет Касса страхования от безработицы. «Любой человек со средним образованием идет и получает очень спорный набор знаний в объеме 160-200 часов, после чего имеет право работать с детьми, не имея даже специального образования, – объясняет Парфенова. – А мы со своими дипломами психологов, логопедов не можем получить разрешение работать. Это очень странная ситуация».

Руководитель центра по уходу за детьми сетует на то, что нелогичные требования закона мешают учреждению расширяться и принимать больше малышей: «Была ситуация, когда у нас работало пять человек, но только у одного была лицензия, и под него мы могли набирать детей. Мы, конечно, решили эту проблему, но трудностей в будущем из-за несовершенства законов это не отменяет».

Парфенова подчеркивает, что в данной ситуации ее больше всего беспокоит не то, что сотрудники ее центра должны пройти курсы нянь (хотя такие курсы достаточно недешевы, а государственный экзамен по ним проводится всего два раза в год), а несправедливость положения тех специалистов, которые действительно хотят и могут работать в центре по уходу за детьми, но не имеют на это права.

Закон планируют менять

С вопросом о том, почему же к детским садам и центрам по уходу за детьми предъявляются различные требования, мы обратились в Министерство социальных дел. Советник по прессе этого ведомства Александра Солнцева отметила, что требования к воспитателям в детском саду все же несколько строже.

«Несмотря на то, что в общем плане обе услуги по своему содержанию одинаковы, в детском саду ребенок получает дошкольное образование, услуга по уходу за детьми этого не предполагает. Это влечет за собой и разные требования к квалификации. Воспитатели в детском саду должны иметь соответствующее высшее педагогическое образование, и в их компетенцию входит образовательная роль. Услуга по уходу за ребенком предполагает возможность более гибких вариантов ее предоставления, например, уход за ребенком с особыми потребностями, уход за ребенком на дому, уход за ребенком, когда нет места в муниципальном садике. И требования к квалификации исходят из этих целей.

Если сравнивать государственную учебную программу дошкольных детских учреждений и названные Квалификационной палатой задачи услуги по уходу, то в действительности видно, что обе услуги предполагают довольно схожие компетенции специалистов».

Солнцева напомнила, какие квалификационные требования предъявляются к преподавателю дошкольного детского учреждения: 

1)     высшее или среднее специальное образование в области дошкольной педагогики, или

2)     иное педагогическое высшее или среднее специальное образование и пройденные курсы по дошкольной педагогике в объеме 160 часов, или

3)     иное высшее или среднее специальное образование и курсы по дошкольной педагогике в объеме 320 часов.

Няней же по закону может работать:

1)     человек, имеющий свидетельство о квалификации няни (предполагает прохождение соответствующих курсов),

2)     человек со средним специальным или высшим образованием в сфере педагогики или социальной работы,

3)     человек со средним, иным средним специальным или высшим образованием, который прошел курсы повышения квалификации по специальностям «социальная работа и педагогика» (по 160 часов).

Солнцева также сообщила, что на сегодняшний день на рассмотрении в правительстве находится изменение Закона о дошкольных детских учреждениях (это сфера деятельности Министерства образования и науки), которое позволит местным самоуправлениям предлагать детям младше трех лет вместо места в детском саду услугу по уходу:

«В сотрудничестве с Министерством образования и науки мы планируем в будущем пересмотреть требования к детским садам и услуге по уходу за детьми. Оба министерства придерживаются мнения, что необходимо, чтобы и система дошкольного образования (т.е. детских садов), и система предоставления услуги по уходу за детьми были больше связаны между собой и основывались на максимально схожих требованиях».

Получается, что чиновники в министерствах и сами понимают некоторую нелогичность различных требований к специалистам по работе с детьми в детских садах и центрах по уходу, однако ни четко сформулировать ее причины, ни устранить ее пока не в состоянии.

Комментарии
Copy
Наверх