Не секрет, что бизнес «Газпрома» страдает от поставок в ЕС из Северной Африки подешевевшего в кризис сжиженного газа. Альтернативное горючее поставляется в Европу по сиюминутным рыночным ценам, что выгодно отличает его от газпромовского, поступающего в соответствии с долгосрочными контрактами и потому дорогого. «Газпром» снижает цены для Западной Европы, чтобы удержать потребителей, а в порядке компенсации повышает цены там, где конкуренции не может быть по определению – в Прибалтике. Чтобы стоимость газа в Эстонии была как в Европе, необходима эта самая конкуренция.
Руководство правящих партий пояснило, каким образом правительство намерено совладать с российским поставщиком голубого топлива. Щупальца ненасытного газпромовского чудища проникли в газотранспортную систему страны так глубоко, что без национализации магистральных газопроводов не обойтись, уверены коалиционные политики. «Основной собственник газотранспортной сети „Газпром“ ничего не делает сейчас для того, чтобы обеспечить другим поставщикам доступ к газопроводам, – сообщил генсек Союза Отечества и Республики (IRL) Кен-Марти Вахер. – Минэкономики и Департамент конкуренции уже разрабатывают поправки к законодательству, которые мы хотим отдать в производство как можно скорее». Если поправки примут, дочернему предприятию Eesti Gaas – EG Võrguteenused – придется расстаться с магистральными трубопроводами.
«Ни Алексей Миллер, ни какой либо другой руководитель Газпрома мне ни разу не звонил, не думаю, что кто-либо в руководстве «Газпрома» вообще в курсе, где наша контора находится, – прокомментировал заявления о диктате „Газпрома“ на эстонском рынке Сергей Ефимов. – Естественно, Eesti Gaas является нашим собственником, и утверждает на совете предприятия бизнес-план на каждый год, но он никак не вмешивается в нашу ежедневную деятельность: кого подключать к сети, кого – нет. Людей „Газпрома“ в совете нашего предприятия нет, и, думаю, не будет – у них других проблем хватает». Вместо национализации эстонское государство для пущего контроля могло бы просто ввести в совет EG Võrguteenused своего представителя, считает Ефимов.