В центре внимания врачей-онкологов и Антиракового союза Эстонии оказалась проблема диагностики опухолей пищеварительного тракта. Медики видят выход в проведении государственной скрининговой программы. Власти оттягивают ее введение, ссылаясь на тощий бюджетный кошелек.
Скрининг спасает жизни
Доктор Вахур Вальвере из клиники онкологии и гематологии Северо-Эстонской региональной больницы демонстрирует статистику обнаружения онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта за 2009 год. Наибольшую озабоченность вызывает ситуация с опухолями толстого отдела кишечника: 776 новых случаев рака за год.
Причем тенденции, наблюдаемые в Эстонии, вполне укладываются в русло общемировых: так же, как и во всем мире, онкологические заболевания кишечника занимают у нас третье место по частоте случаев.
Болезнь развитых стран
Рак толстой кишки – колоректальный рак – сегодня уже называют болезнью урбанизированного человека или экономически развитых стран. Хотя причины возникновения опухоли толстой кишки до сих пор изучаются, можно выделить некоторые бесспорные моменты.
Во-первых, это образ жизни. Исследования подтверждают взаимосвязь рака толстой кишки с некоторыми особенностями питания и недостаточной физической активностью. Слишком много мяса, слишком много белковой пищи вообще, слишком мало клетчатки, способствующей моторике кишечника, овощей и фруктов. У вегетарианцев опухоли встречаются значительно реже. Пока еще точно неизвестно, связано ли это с отказом от употребления мяса и животных жиров или с большим количеством клетчатки. Некоторые научные работы доказывают связь этого заболевания с курением и регулярным употреблением алкоголя.
Во-вторых, возраст. Рак кишечника редко встречается у людей моложе сорока лет. Риск его возникновения увеличивается с возрастом: чаще всего рак толстой кишки диагностируется у людей старше пятидесяти, достигая максимума к семидесяти годам. А наше население все стареет.
В-третьих, генетическая предрасположенность, которая наблюдается приблизительно у десяти процентов населения. Наличие рака толстой кишки у родственников первой линии – родителей или старших братьев-сестер – увеличивает риск возникновения этой формы рака в три-пять раз.
В-четвертых, ненаследственные заболевания толстой кишки. Сюда относятся полипы, воспаления, длительно протекающий язвенный колит. Например, при язвенном колите, длящемся более десяти лет, риск развития колоректального рака возрастает в пять раз.
Как все это бывает
Рак прямой и толстой кишки обычно начинается с полипов в кишечнике. Полип – это специфический вырост ткани там, где ее быть в принципе не должно. С течением времени некоторые полипы превращаются в раковые опухоли. Если вовремя удалить полипы, то можно избежать их перерождения, однако на практике все не так просто.
Обнаружить рак кишечника трудно, поскольку на начальных стадиях заболевание не проявляется в виде каких-либо особенных симптомов, просто слабость, усталость, необъяснимая потеря веса. Пациенты часто даже не обращаются к врачу с такими симптомами, как вздутие живота, чувство «распирания», особенно после еды, тошнота, проблемы, связанные с прохождением газов. К небольшим, но постоянным болям в животе они – а среди пациентов больше мужчин, чем женщин – привыкают и уже не обращают на них внимания. Да и врачу нужно обладать определенной онкологической настороженностью, чтобы связать с возрастом пациента и другими жалобами воедино отсутствие аппетита, усталость, плохую работоспособность, вроде бы беспричинную температуру 37,2–37,5.
О возможностях ранней диагностики опухолей пищеварительного тракта доклад на состоявшейся пресс-конфеернции представила Вивиан Эско из онкологического центра Ида-Таллиннской центральной больницы.
«У нас есть семейные врачи и врачи-специалисты, оборудование для эндоскопии и квалифицированные эндоскописты, патологи, радиологи, а также ультразвук, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография. И при этом у нас в год примерно 7000 случаев обнаружения рака, из которых приблизительно десятая часть приходится на рак кишечника. Более половины случаев его обнаружения происходит с опозданием – на III-IV стадиях, – констатирует она. – Почему? У рака кишечника нет специфических симптомов, его следы не обнаруживаются в крови с помощью тестов или маркеров. А такие симптомы, как ложные позывы на дефекацию, боль в малом тазу, проявляются уже на более поздних стадиях развития заболевания. Даже с таким симптомом, как наличие крови в кале к врачу обращаются редко. Люди боятся диагноза, поскольку не знают, что вовремя прооперированные пациенты беспроблемно живут и ходят вокруг нас».
Вот статистика выживаемости после лечения опухолей кишечника: на стадии 0 – почти 100-процентное выздоровление, на стадии I – 95%, II стадии – 74%, на стадии III – 40% пациентов живут пять и более лет.
Все сказанное свидетельствует о том, что необходимы способы раннего выявления рака и предраковых состояний кишечника. Да, говорят врачи, теоретически есть возможность проведения профилактических осмотров на предмет выявления полипов в кишке. Однако практически здоровый человек, как правило, категорически не желает подвергаться такой процедуре, как ректоскопия или колоноскопия, когда в кишечник через прямую кишку вводится специальное диагностическое оборудование.
Выход из замкнутого круга
Таким образом, онкопроктологи практически в один голос говорят о том, что сталкиваются, в основном, с III и IV стадией рака кишечника. При этом приходится применять все больший объем оперативного вмешательства. Современные методы комбинированного и комплексного лечения становятся все изощреннее и, соответственно, все дороже. На это затрачивает свои ресурсы весь мощный аппарат онкологической помощи. На раннюю диагностику уже не остается ни времени, ни средств.
Выход онкологи видят в применении соответствующей скрининговой программы. Что такое скрининг? Это обследование части населения на предмет раннего выявления того или иного злокачественного образования у внешне здоровых людей без явных признаков заболевания.
Эффективность скрининга доказали уже существующие в нашей стране маммографический скрининг рака молочной железы у женщин 50-69 лет, а также цитологический скрининг предрака и рака шейки матки.
Многие страны мира ввели в практику также государственную скрининговую программу по обнаружению полипов и рака кишечника. Как говорят медики, если все люди в возрасте 50 лет и старше будут регулярно проходить такие исследования, то можно избежать не менее 60% смертей, вызванных раком кишечника.
Тест на невидимую кровь
В начале 60-х годов был разработан, а с конца 70-х годов практикуется скрининговый тест на рак толстой и прямой кишки с помощью высокочувствительного анализа кала на скрытую кровь. Что он собой представляет? Вы получаете набор для анализа у своего семейного врача или медсестры. Дома с помощью палочки или кисточки берете небольшое количество кала и наносите его на одну сторону фильтровальной бумаги теста, пропитанной раствором гваяколовой смолы. На обратную сторону фильтровальной бумаги наносится реактив.
При наличии в каловых массах свободного гемоглобина крови фильтровальная бумага окрашивается в синий цвет либо сигнализирует о результатах появлением определенной полоски.
При этом умный антираковый тест не может ввести в заблуждение, к примеру, геморроидальное кровотечение, поскольку в последнем случае гемоглобин крови еще не успевает выделиться из эритроцитов.
При положительном результате теста, то есть при обнаружении скрытой крови, пациента направляют на дальнейшее обследование – процедуру колоноскопии. В ходе этой процедуры врач помещает в прямую кишку пациента осветительную трубку и осматривает поверхность слизистой. В ходе исследования врач может не только обнаруживать, но и удалять большую часть полипов и некоторые раковые клетки. Пациенты с предрасположенностью к раку кишечника могут проходить обследование чаще, чем остальное население. Таким образом, не слишком приятную процедуру проходят лишь те, у кого тест заподозрил неладное.
Скрининг требует средств, впоследствии экономит их
Насколько эффективна такая скрининговая программа, требующая на свое проведение значительных средств из госбюджета? В США, где скрининговые программы финансируются лучше всего, после 25 лет их применения медики получили стойкое снижение смертности от рака толстой кишки. Кроме того, идет и снижение заболеваемости – доля заболевших уменьшается на 2-3% каждый год. Это говорит о том, что скрининговые мероприятия достаточно эффективны. Хотя в Америке такой программой охвачено всего 60% населения.
Эстонские онкологи уже не раз обращались к Министерству социальных дел и депутатам Рийгикогу, доказывая экономическую целесообразность выборочных обследований населения. Власти соглашаются с выводами медиков. Первоначально планировалось ввести новый вид скрининговой программы еще в 2013 году, однако… необходимые средства были направлены на другие нужды. Теперь предполагается, что к 2016 году средства на это будут изысканы.