Cообщи

Власть№4. Излечить фобию: миссия невыполнима?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Точку в Синимяэ не поставят ни в этом, ни в следующем году.
Точку в Синимяэ не поставят ни в этом, ни в следующем году. Фото: Сергей Трофимов «День за Днем»

В поисках слабого звена

Уж сколько раз твердили миру, что молодежь склонна утекать из Эстонии за рубеж, а дело все ни с места: всякий раз эстонская пресса делает это счастливое открытие заново, а власти, кажется, так и вовсе его не делают. Вот и опять Postimees сообщил, что в 2009 году в Эстонии проживало почти на 60 000 молодых людей меньше, чем в 2000-м, и теперь люди в возрасте от 7 до 26 лет составляют лишь четверть эстонского населения. Чувствуете, какая перспектива?

На этом фоне эстонские СМИ принялись выяснять, почему и куда утекают мозги и руки, а заодно потихонечку вселять в головы мысль, что за бугром молочных рек с кисельными берегами тоже нет. Postimees пишет, например, о том, что молодежь уезжает в США искать счастья, но по наивности часто оказывается разочарована. Больше порадовал портал Delfi, заказавший Евгению Криштафовичу статью на тему «Как предотвратить отток русских за границу?»

Что характерно, молодой человек начал свой опус с мысли о том, а надо ли его предотвращать. Впрочем, что касается причин, по которым русских из Эстонии уезжает больше, чем эстонцев, здесь трудно поспорить, поскольку это очевидные вещи: «Русский молодой человек должен прилагать больше усилий, чем его эстонский сверстник, чтобы достичь той же позиции в эстонском обществе. И для него нет никакой разницы, начинать свою карьеру в Эстонии или уехать после окончания средней школы за границу. Обе среды для него чужие и незнакомые, но в пользу заграницы говорит обилие возможностей».

Какие выводы делает из этого автор – дело десятое, гораздо интереснее, что по ходу рассуждений он подтвердил наличие в эстонском обществе дискриминации (кому не видно, внимательно прочитайте первое предложение в цитате). А за причинами массового отъезда русских далеко ходить не надо: достаточно взглянуть на комментарии к этому выдающемуся мнению. «Отъезд русских из Эстонии всячески приветствуется, и ему следует всячески способствовать. Эстония – обрусевшая сверх всякой меры страна, где эстонец поэтому не может себя чувствовать хорошо. Отъезд каждого русского – маленький плюс», – признаются комментаторы в самых сокровенных чаяниях. Что же, за 20 лет не самой дружелюбной государственной пропаганды можно было взрастить и не такое.

Зато другой читатель прислал на Delfi совершенно противоположное мнение: «Сколько раз Партия реформ и IRL демонстрировали свое расистское отношение в том духе, что русские и другие говорящие по-русски люди не приветствуются в Эстонии, не сосчитать. В то же время правые политики не предлагают и никаких работающих решений, как мы могли бы прожить здесь без русских. Следует прекратить негативно относиться к русским. Людей русского происхождения надо рассматривать как возможность, а не препятствие на пути развития Эстонии». Красота, да и только. Автор, пиши еще!

В конечном итоге, может быть, все не так и плохо. Вот ведь и Postimees публикует материал об эстофиле-иностранце, которому Эстония по сравнению с родной Швейцарией кажется раем земным: ни тебе европейской бюрократии, ни запредельных цен на недвижимость. Живи – не хочу. Заселить что ли Эстонию молодыми швейцарцами…

Озеро безнадежности

Есть что-то нездоровое в том, чтобы обсуждать проблему русских в Эстонии параллельно с событиями на Селигере и Синимяэ. Последние тоже удостоились пристального внимания эстонской прессы, которая не только освещала, но и старательно реферировала сказанное за рубежом. Postimees, ссылаясь на Spiegel, писала, например, о хорошей девочке Веронике, которая, посетив лагерь на Селигере, заявила, что «Наши» изменят Россию в лучшую сторону. «Так, как Гитлер изменил Германию», – уточнила девочка. Ей утечка мозгов уже не грозит.

С какого-то перепугу лагерь на Селигере похвалили на своем сайте молодые представители Партии зеленых, в связи с чем Алексей Лотман был вынужден объяснять BNS, что старшие товарищи взглядов молодежи не разделяют, и «наивное повторение и усиление российской пропаганды не согласуется с программой партии».

Социолог Ийви Анна Массо в Postimees по поводу «культурной программы» лагеря заметила, что, если бы эстонская молодежь с благословения властей повесила куклы, изображающие российских лидеров, их обвинили бы во всех мыслимых фобиях. «А из российских проявлений ненависти скандала никто не делает, поскольку от русских не ожидают подчинения правилам цивилизованного мира», – замечает Массо. Настолько не делают скандала, что только ленивый в России об этом не писал, хочется заметить этому венцу цивилизации.

А фобии в эстонских мнениях хочешь не хочешь, а проскальзывают регулярно. Вот, например, всем хорошее мнение Карела Кресса о толерантности в Eesti Päevaleht. «Есть люди, которые принимают некоторые насильственные обычаи другого народа («так ведь у них принято»), зато их шокируют некоторые грубые слова или символы. Я и к ним отношусь толерантно (как и гомосексуалистам, русским и другу, который носит футболку с символикой эстонского легиона), куда я денусь, но иногда мне становится жаль их». Однородный ряд поистине прекрасен. Но, вероятно, к терпимому автору стоит отнестись с такой же толерантностью.

Как не залезть в петлю истории?

Кстати, о легионах и иже с ними. И опять же возвращаясь к молодежи. Наблюдая за столкновением двух историй, которое регулярно в памятные даты вызывает всплеск самых ожесточенных мнений, хочется знать только одно: продолжится ли все это, когда поколение, прошедшее войну, уйдет в небытие? Пока же отклики воспринимаются как неизбежные: МИД России просит международную общественность обратить внимание на происходящее в Синимяэ; Марко Михкельсон и Урмас Рейнсалу комментируют для Postimees, что к таким заявлениям не следует относиться слишком серьезно; посольство США заявляет, что необходимо помянуть жертв и дистанцироваться от тоталитарной идеологии… Все настолько предсказуемо, что хочется написать об этом на 20 лет вперед и в ближайшие годы вообще больше не вспоминать.

Видимо, такое же желание возникает и у редакции Delfi, которая пишет в передовице: «В Синимяэ воевали не против России или русских, а против Советского Союза и чужой власти. Точка». Правда, одного желания поставить точку едва ли достаточно, с российской (русской?) стороны через точку с запятой обязательно перечислят, почему точка именно в этом месте невозможна. Да и Рейнсалу в Postimees предлагает заняться просвещением масс на предмет истории, а это значит, что пропаганда пойдет на новый виток. Наблюдателям же остается только утешаться тем, что, несмотря на Селигеры и Синимяэ, по мнению некого шведского эксперта, которого цитирует Delfi, отношения между Эстонией и Россией никогда не были так хороши. Аминь.
 

Наверх