Экономика. Одногазовый недорынок

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Сергей Драгунов, "День за Днем"

Польза от спешки с выкупом магистральных газопроводов у Eesti Gaas в пользу госкомпании Elering выглядит сомнительной: альтернатива «Газпрому» появится в Эстонии в 2013-м или вовсе в 2015 году. «Если до сих пор Eesti Gaas обвиняли в монополизме, то теперь захотели передать трубы другой монополии», – считает член правления Eesti Gaas Рауль Котов.

Андрус Ансип весьма болезненно отреагировал на решение Eesti Gaas повысить цену на газ для домохозяйств в среднем на 13,5 процента. «Мы не можем быть довольными тем, что весь потребляемый в Эстонии газ поступает только от одного поставщика, „Газпрома“», – заявил премьер-министр. 28 июля руководство правящих партий пояснило, каким образом правительство намерено совладать с российским поставщиком голубого топлива. Щупальца ненасытного газпромовского чудища проникли в газотранспортную систему страны так глубоко, что без национализации магистральных газопроводов не обойтись, уверены коалиционные политики. «Надеемся уже в сентябре обсудить законопроект, чтобы в Эстонии утвердился принцип, согласно которому компания-поставщик газа имела бы одного собственника, а магистральные сети – другого, – поделился планами на осень генеральный секретарь реформистов Кристен Михал. – Мы все знаем из новостей, что если прочие европейские страны платили в первом квартале 265-270 долларов за тысячу кубометров, то страны Балтии – 318 долларов».

Не секрет, что бизнес «Газпрома» страдает от поставок в ЕС из Северной Африки подешевевшего в кризис сжиженного газа. Альтернативное горючее поставляется в Европу по сиюминутным рыночным ценам, что выгодно отличает его от газпромовского, поступающего в соответствии с долгосрочными контрактами и потому дорогого. «Газпром» снижает цены для Западной Европы, чтобы удержать потребителей, а в порядке компенсации повышает цены там, где конкуренции не может быть по определению – в Прибалтике. Чтобы стоимость газа в Эстонии была как в Европе, необходима эта самая конкуренция. «Основной собственник газотранспортной сети „Газпром“ ничего не делает сейчас для того, чтобы обеспечить другим поставщикам доступ к газопроводам, – сообщил генсек Союза Отечества и Республики (IRL) Кен-Марти Вахер. – Минэкономики и Департамент конкуренции уже разрабатывают поправки к законодательству, которые мы хотим отдать в производство как можно скорее». Если поправки примут, дочернему предприятию Eesti Gaas – EG Võrguteenused – придется расстаться с магистральными трубопроводами.

Терминальная стадия

Правые надеются, что строительство терминала для приема сжиженного природного газа (LNG) в Прибалтике позволит покончить с монополией «Газпрома». Под эгидой Еврокомиссии разрабатывается программа по интеграции газовой инфраструктуры региона Балтийского моря (BEMIP). С экономической точки зрения на весь регион достаточно одного LNG-терминала, и где он будет построен, решать инициативной группе BEMIP в Брюсселе. Между собой соревнуются Латвия, Литва и сразу два проекта от Эстонии – один в Мууга, представленный LNG Estonia AS, второй в Палдиски, который надеется построить Balti Gaas OÜ.

Забавно: 26 июля, за два дня до того, как операторов эстонской газотранспортной сети обвинили в служении интересам «Газпрома», EG Võrguteenused договорился с Balti Gaas OÜ о подключении будущего LNG-терминала в Палдиски к магистральной сети. «Соглашение у нас имеется», – подтвердил член правления Balti Gaas Урмо Мянни, который к идее отделения магистральных газопроводов от компании-поставщика относится нейтрально. О каких-либо препятствиях, чинимых со стороны EG Võrguteenused, он не сообщил.

«Естественно, мы согласны подключить их к сети, вопросов нет, – говорит исполнительный директор EG Võrguteenused Сергей Ефимов. – Утверждение, будто мы кого-то дискриминируем – просто вранье. Доступ к сети открыт, и тарифы на транспортировку и распределение газа, которые нам утверждает Департамент конкуренции, одинаковы для всех. Многие и раньше пытались заключить в России импортные договоры, и мы давали желающим консультации по поводу транспортировки их газа через наши сети. Наглядный пример: пока завод Nitrofert работал, он покупал российский газ напрямую, в обход Eesti Gaas и платил нам за транспортировку своего газа по нашим сетям такой же тариф, как и все остальные пользователи сети. В прошлом году около 1,5 тысячи клиентов сменили поставщика газа: часть ушла от Eesti Gaas, часть пришла, но договор на транспортировку все равно заключается с нами, если клиент подключен к нашей сети. Рынок действует, и мы только рады, если придут новые поставщики. Потому что мы как газотранспортная фирма зарабатываем на объеме газа, проходящего через сеть».

Естественно, потенциальным конкурентам «Газпрома» будет неприятно наблюдать за тем, как прибыль от транспортировки прямиком отправляется в карман поставщика российского газа – Eesti Gaas, единоличного собственника EG Võrguteenused. Впрочем, последние два года этот аргумент адептов национализации недействителен. Падение потребления в кризис с 1000 до 650 млн кубометров в год привело к тому, что EG Võrguteenused закончила 2009 год с минусом в 13 млн крон. Бизнес магистральных газопроводов убыточен.

Если Balti Gaas вел переговоры с нынешним собственником трубопроводов, не дожидаясь национализации, то переписка LNG Estonia с EG Võrguteenused насчет альтернативного терминала в Мууга оборвалась прошлой осенью. «12 октября мы им написали, что готовы обсуждать детали подключения терминала к магистральной сети, но, к сожалению, до сих пор не получили ответа», – говорит Ефимов.

Урмо Мянни сообщил, что если терминалу Balti Gaas в Палдиски дадут зеленый свет, он будет построен в 2013 году. Оценка Хейки Краниха, председателя правления LNG Estonia, проектирующей второй терминал, более консервативна: через Мууга Эстония сможет получать сжиженный газ лишь в 2015 году. «Это очень разумная мысль, с практической точки зрения лучше всего передать газопроводы компании Elering», – прокомментировал Краних идею национализации.

«Краниха можно понять, – рассуждает член правления Eesti Gaas Рауль Котов. – Учитывая, что стоимость LNG-терминала около 300-400 миллионов евро (4,7-6,3 млрд крон), сжиженный газ будет неконкурентоспособен, если в его стоимость будут заложены затраты на строительство терминала. Цель – включить инвестиции в стоимость транспортировки газа по трубопроводной сети, тогда оплачивать строительство придется также тем потребителям, которые в потреблении сжиженного газа вообще не участвуют. А общественности при этом будут рассказывать об энергетической безопасности».

Энергетической безопасностью сыт не будешь, потому правые политики и напоминают населению о привлекательной цене сжиженного газа. Но по мере восстановления мировой экономики сжиженный газ подорожает снова, считает Котов. Рыночная цена сжиженного газа уже выросла с января 2009 года более чем на 50%. «Исторически газ, поставляемый через LNG-терминалы, был дороже трубопроводного на 20 процентов», – напоминает Котов.

Миллер не звонил

О государственной компании Elering, владеющей основными электросетями, все больше говорят как о будущем собственнике магистральных трубопроводов. «Газопроводы и раньше выкупались электроэнергетическими предприятиями, – продолжает Котов. – Это были тщательно продуманные сделки, одной из целей которых было установление контроля над стоимостью важного компонента в производстве электроэнергии – природного газа». Глава Elering, в прошлом министр финансов от IRL Таави Вескимяги объясняет стремление перенять магистральную сеть иначе. «Наличие альтернативы всегда означает для потребителя лучшую позицию в переговорах о цене, – сказал Вескимяги. – Однако для того, чтобы на рынок пришло больше поставщиков, необходимо строить новые и укреплять существующие трубопроводы, соединяющие нас с соседями. Это может сделать только сторона, которая заинтересована не в продажах газа, а в развитии газотранспортной системы с учетом интересов всех сторон. В результате в Эстонии могут быть построены LNG-терминалы, газовые электростанции, появятся новые поставщики и газовая биржа. Тогда сможем говорить о том, что конкуренция существует и никто не обладает монополией на цену».

Как и перед открытием энергетической биржи, Вескимяги говорит об очевидной выгоде, которую будет иметь потребитель. Альтернативы разделению магистральных и распределительных сетей (последние останутся в ведении поставщика) глава Elering не видит, он ссылается на евродирективу 2009/73/EÜ, принятую 13 июля прошлого года и предусматривающую разделение в принудительном порядке к 3 марта 2012 года. При этом ни Вескимяги, ни Ансип, ни кто-либо еще из поборников национализации не упоминает, что 49-я статья директивы 2009/73/EÜ говорит об исключениях, предусмотренных для развивающихся и изолированных рынков газа. Согласно 49-й статье документа Эстония может не заниматься разделением поставщиков и операторов трубопроводов до тех пор, пока у нас отсутствует газопроводное соединение с какими-либо другими странами ЕС кроме Финляндии, Латвии и Литвы. На самом деле Европа от Эстонии пока ничего не требует, а действующие Закон о природном газе и Закон о конкуренции и сегодня не дают «Газпрому» возможности исключить конкуренцию на рынке, подчеркивают в Eesti Gaas и EG Võrguteenused.

«Ни Алексей Миллер, ни какой либо другой руководитель Газпрома мне ни разу не звонил, не думаю, что кто-либо в руководстве «Газпрома» вообще в курсе, где наша контора находится, – прокомментировал заявления о диктате „Газпрома“ на эстонском рынке Сергей Ефимов. – Естественно, Eesti Gaas является нашим собственником, и утверждает на совете предприятия бизнес-план на каждый год, но он никак не вмешивается в нашу ежедневную деятельность: кого подключать к сети, кого – нет. Людей „Газпрома“ в совете нашего предприятия нет, и, думаю, не будет – у них других проблем хватает». Вместо национализации эстонское государство для пущего контроля могло бы просто ввести в совет EG Võrguteenused своего представителя, считает Ефимов.

Тарифы на газ, по его словам, в случае выкупа трубопроводов только вырастут: Elering придется набирать обслуживающий персонал, силами одних только электриков газопровод не отремонтируешь. «Вескимяги говорит только о цене газа, а не о стоимости транспортировки, – поясняет Ефимов. – Наш коллектив занимается сейчас как магистральными, так и распределительными сетями, распределение сил и средств оптимальное. В случае разделения сетей Вескимяги придется искать новых специалистов, которые будут обслуживать только магистральные сети». Стоимость транспортировки по магистральным газопроводам вырастет минимум на 40-50 процентов, в результате чего вырастет и цена газа для конечных потребителей, считает Ефимов. «Отопление подорожает – как центральное, так и локальное», – предупредил глава EG Võrguteenused.

Выборы, выборы...

«Может быть, спешат из-за выборов, которые пройдут в марте 2011 года, – предположил Рауль Котов. – В качестве одной из причин (для национализации. – М.К.) политики приводят ситуацию, в которой газ в Эстонии дороже, чем в Европе, но в действительности эстонский газ самый дешевый». Это не значит, что на самом деле мы покупаем более дешевый газ, просто в Эстонии импорт газа дает около 60 процентов от конечной цены для потребителя, а в других странах этот процент ниже. «В Германии, например, владелец частного дома платит 11,20 кроны за кубометр, в Финляндии 10,10, а в Эстонии – 6,70. Выходит, здесь на самом деле замешана политика», – резюмирует Котов.

Вопрос принадлежности газопроводов будет решаться на осенней сессии Рийгикогу. Депутатам правого толка будет трудно устоять перед искушением проголосовать за антигазпромовский законопроект, пусть россиянам и принадлежит всего 37 процентов акций Eesti Gaas. Занятно, что реформисты и IRL собираются бороться с монополией, передав магистральные газопроводы госкомпании, которую возглявляет экс-член IRL Вескимяги. «Каким образом произойдет разделение газовой сети – уже правовой вопрос, – расплывчато поясняет генсек Партии реформ Михал. – Возможно, что собственник этим займется самостоятельно, вероятно, продаст. Есть вариант, по которому покупателем будет какое-нибудь предприятие, принадлежащее государству».

Цена в 600 миллионов крон, предложенная за магистральную сеть ранее, выглядит смехотворной на фоне 500 миллионов, вложенных EG Võrguteenused в газопроводы за последние пять лет. Ефимов и Котов оценивают трубы в 4-5 миллиардов крон. Откуда в госказне столько свободных денег во время бюджетного дефицита, непонятно. Ясно только, что через тарифы на транспортировку газа конечным потребителям придется возмещать не только шесть миллиардов, необходимые для строительства LNG-терминала, но и расходы, связанные с выкупом трубопроводов.

«Важно, чтобы собственник газовой сети был заинтересован в конкуренции, потому что только так может возникнуть ситуация, при которой снижаются цены. А построят ли в Эстонии LNG-терминал, кто будет его строить и кто будет собственником терминала, в данной дискуссии не главное», – стоит на своем Михал. Напомним, глава LNG Estonia Краних, который собирается снабжать Эстонию энергетически безопасным сжиженным газом, в прошлом тоже занимал ответственный пост генерального секретаря реформистов.

Наверх