Эстонский химик готов спасти Мексиканский залив при помощи сланцевой золы

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
«Им деваться некуда», - говорит Николай Маспанов о ситуации, в которой оказалась British Petroleum. Поэтому наш химик уверен, что его изобретение без внимания в Штатах не останется.
«Им деваться некуда», - говорит Николай Маспанов о ситуации, в которой оказалась British Petroleum. Поэтому наш химик уверен, что его изобретение без внимания в Штатах не останется. Фото: «МК-Эстония»

Николай Маспанов, оставивший в последние годы активную политическую деятельность, уверяет, что изобрел средство для очищения Мексиканского залива от гигантского нефтяного загрязнения, вызванного аварией на скважине компании British Petroleum. Проблема оценивается в триллион (!) долларов. С помощью метода Маспанова можно обойтись куда более скромной суммой, пишет «МК-Эстония».

В конце июля принадлежащая Николаю Маспанову фирма Poolsaar подала в Патентный департамент ходатайство на патент нового абсорбента, полученного из сланцевой золы. Коллектив авторов состоит из самого Маспанова, его супруги Людмилы и Виталия Виноградова.

«Это модифицированная сланцевая зола, - говорит Николай «МК-Эстонии». – В лучшие годы Нарвские электростанции продавали ее в количестве до 2,5 млн. тонн. Ее использовали в сельском хозяйстве как удобрение, раскислитель для почвы».

Сейчас же, по словам химика, эта зола лежит в отвалах и приносит одни убытки, поскольку электростанции, работающие на сланце, должны платить за ее хранение – как за загрязнение окружающей среды. Маспанов уверен, что таким образом можно решить сразу две проблемы: очистить Мексиканский залив от нефти и уменьшить расходы местных энергетиков.

Нет нефти в своем отечестве

Фирма Poolsaar, по словам Маспанова, который в одном лице руководитель и владелец, - последнее в Эстонии научно-производственное предприятие в области органического синтеза. «От флакона до вагона» - гласит шуточный девиз фирмы, намекая, что здесь занимаются не только бытовой химией – всего более 50 наименований продукции.

Николай Маспанов в своем производственном цеху на окраине Маарду демонстрирует принцип действия абсорбента. Только действие происходит в маленьком стакане, а не в большом заливе. Он наливает в стакан обычную воду; затем выливает мазут, который остается на поверхности; посыпает мазутное пятно модифицированной золой; образовавшаяся коллоидная масса оседает на дне. А далее, как говорит Маспанов, со дна это все можно убрать драгами (специальные землечерпалки) и вывезти в Канаду, где на специальном заводе из этой смеси будут выпаривать нефть. Главное, чтобы пятно подошло на мелководье, чтобы было не глубже 150 метров, а то драги не достанут.

«Мне для эксперимента понадобился литр нефти, так в Эстонии даже этого количества не найти было», - смеется Маспанов. Ему посоветовали подождать, пока придет первый танкер из Венесуэлы, груз с которого отправится транзитом через Эстонию в Белоруссию – поставка Уго Чавеса «батьке» Лукашенко. Поэтому опыты ставились на мазуте.

В 3000 раз дешевле

Если нагрузить корабль сланцевой золой и оправить его в Штаты, то груз будет идти месяц. «За это время я бы мог там на месте наладить производство по переработке золы в абсорбент», - говорит Маспанов, показывая пластмассовую емкость с пробным образцом. Эта бутылка, готовая хоть сейчас отправиться в Америку, ждет своего часа. Маспанов демонстрирует письмо от одной компании из Орегона, которая заинтересовалась его разработкой и собирается продвигать проект, донеся идею до боссов British Petroleum.

Казалось бы, зачем в США эстонское сырье, когда и там сланец тоже имеется. «Все просто, ведь у них нет Нарвских электростанций», - поясняет Маспанов. Нужен ведь не сланец, а именно зола, которая получается при его сжигании.

На сегодняшний день ликвидацию последствий гигантского загрязнения в Мексиканском заливе компания British Petroleum оценивает в один триллион долларов. Цифра астрономическая. Маспанов же приводит такие расчеты: всего в залив вылилось около 5 кубических километров нефти; если использовать его абсорбент, понадобится 1,2 млн. тонн; себестоимость абсорбента – 2500 крон за тонну; итого нужно 3 млрд. крон, что составляет меньше 300 млн. долларов. А по времени вся операция, по подсчетам Маспанова, займет не более полугода.

«Да, я мог бы на этом разбогатеть, - улыбается Николай Маспанов. – Но на самом деле я буду рад любой сумме, потому что потратить деньги собираюсь не на себя лично, а на своих соотечественников (то есть русских), проживающих за границами метрополии (то есть России)».

Справка МК:

Сорбенты (от лат. sorbens — поглощающий) – твердые тела или жидкости, избирательно поглощающие (сорбирующие) из окружающей среды газы, пары или растворенные вещества. В зависимости от характера поглощения (сорбции) различают:

Абсорбенты – тела, образующие с поглощенным веществом твердый или жидкий раствор;

Адсорбенты – тела, поглощающие (сгущающие) вещество на своей (обычно сильно развитой) поверхности

Химические поглотители, которые связывают поглощаемое вещество, вступая с ним в химическое взаимодействие.

Наверх