На этой неделе эстонские СМИ писали о трагедии в вильяндиской школе и украинских выборах, но про русских не забывали ни на один день.
Власть № 4. Оскорбленья, говорит, не снесу такого...
В Õhtuleht писатель Вахур Афанасьев рассуждает о том, «как избежать Донбасса» и не допустить, чтобы, как в Новороссии, «тети целовали бы асфальт перед российскими танками, а дяди пожимали руки даже чеченским преступникам, если те носят георгиевскую ленточку». Ну вот как? Дать всем гражданство? Нет. Афанасьеву ведом более действенный рецепт. «Интеграция русскоязычных, то есть превращение их в эстоноязычных, – задача сложная. Нужно добиться их нейтрального отношения. Для этого нужны твердая рука и теплое сердце. Твердую руку власти показали во время “бронзовых ночей”. Что делать, депортации, красный террор и угроза с востока не согрели сердца эстонцев, но крупицы здравого смысла хватит, чтобы не разжигать ненависть к Эстонии понапрасну».
Браво, Афанасьев! Вы уж точно не разжигаете, твердой рукой превращая нас в эстоноязычных, верно? В одном вы точно правы: это будет нелегко.
Сосунок против бешеной гадюки
Тема недели – слова министра финансов Юргена Лиги в адрес коллеги Евгения Осиновского в Facebook: «человек без корней», «сын иммигранта» и так далее. Суть спора проста. В телепередаче Осиновский сказал, что хватит валить всё на СССР – пора и самим отвечать за то, что у нас творится. Эта-то невинная фраза и вызвала у Лиги приступ недержания речи. Впрочем, Осиновский покусился на святое – право министра не отвечать за последствия своего бездействия.
«Лиги ведь прав, когда винит в бедах Эстонии советскую власть, – язвит в Eesti Päevaleht журналист Март Нийнесте. – Поколение, мировоззрение которого сформировалось в последние десятилетия СССР, остается у руля... Большевистская нетерпимость Лиги к чужому мнению – это и есть наследие советской однопартийной системы. Слова Лиги об Осиновском переводятся на большевистский язык как “бешеная троцкистско-бухаринская гадюка в нашем цветущем саду”. Что же в поведении Лиги ненормального?»
Принеся извинения, Лиги стал виться ужом на сковородке, доказывая, что его не так поняли. «Под фразой “без корней” я имел в виду, что у нас разный опыт в отношении советского времени, – сказал он EPL. – Я пережил эту боль и положил много сил, чтобы ее преодолеть... Когда я слышу, как кто-то защищает СССР или преуменьшает его роль, мне плохо». Советская власть унижала Лиги бесчеловечным образом: заставила его окончить Тартуский университет (бесплатно!) и семь лет держала на должности экономиста в Институте планирования. Какая боль, какая боль!..
В Postimees Лиги пожаловался на то, что полгода назад Осиновский назвал его в FB «неадекватным сосунком с комплексом Наполеона», ставшим министром по недоразумению. И Лиги не обиделся. А теперь, стоило назвать Осиновского сыном иммигранта, тот превратил свою обиду в политический товар! «Почему слово “иммигрант” должно кого-то оскорблять, многие не понимают: ни мой однопартиец Денис Бородич, ни ближайшие коллеги. Русский, жена иммигранта, сын иммигранта... Сергей Метлев точно выразил те же чувства: жаль, что русские политики постоянно собирают голоса, используя имидж униженного русского...»
Шведские товарищи и шестипалые латыши
Ну, раз Бородич и Метлев сказали, значит, Лиги ни в чем не виноват. К неоскорбившимся присоединился в своем блоге и семиотик Михаил Лотман: «Меня как сына иммигранта слова Лиги не трогают... Мой отец-иммигрант (ученый Юрий Михайлович Лотман – Н.К.) уважал Эстонию и эстонский народ и был им благодарен... Если человек, страдающий синдромом копролалии, глумится над моим происхождением, это его личная проблема, и я отнесусь к нему как к инвалиду».
Не видит ничего страшного в словах экс-министра и политик Тийт Маде на Delfi: «В чем ошибся Юрген Лиги? Осиновский-папа приехал в Эстонию в поисках лучшей жизни – и нашел ее!» У Маде был похожий случай: как-то он опубликовал в шведской газете «статью о происхождении русских» – и огреб по полной. «Группа товарищей» даже советовала ему застрелиться, но он, конечно, на поводу у них не пошел.
Совсем другого мнения писатель Олев Ремсу (Postimees): «Что за “сын иммигранта”? Какой глубокий смысл скрыт в этих словах? Акцент на “сыне” – чистое византийство... Эта оскорбительная реплика выдает принципиальную ксенофобию Лиги, показывает, что он презирает русских и считает, будто неиммигранты лучше других. Ценность у этих слов такая же, как у утверждения, что латыши все шестипалые. Кроме прочего, мы все иммигранты, и Лиги тоже».
Редакторы Õhtuleht назвали Лиги «тикающей бомбой в правительстве»: никогда не знаешь, что он ляпнет. «Реплика Лиги выражает его отношение не только к Осиновскому, но и к крупнейшему нацменьшинству Эстонии. В трудное время мы ждем от министров заявлений, которые объединяют, а не дробят общество... Нужно думать и о том, какой сигнал дает Лиги нашим союзникам – и не самым дружелюбным к Эстонии странам тоже».
Когда король и голый, и грязный
Журналист Неэме Корв в Postimees назвал произошедшее борьбой двух самоутверждающихся альфа-самцов. Лиги не так поняли, и поди теперь кому-то что-то докажи, но если он уйдет, кто в решающий момент заорет, что король голый? Редакторы Eesti Päevaleht назвали колонку: «Сначала сказал, потом подумал» – с кем не бывает? Да, Лиги сказал про Каю Каллас, что обычно большие красивые глаза идут в комплекте с закрытым ртом. Да, Кадри Симсон он публично послал в ж***, велел ей не кудахтать и заткнуться... Ну, откажется он на время от министерского поста, побережет нервы, будет уделять больше времени себе – почему нет?
В Õhtuleht Лаури Уудам задается вопросом: если Лиги так гнобят за «иммигранта», что делать с песней «Пойдемте в горы» времен Поющей революции со строчкой «на уличном ветру бесцельно бродит мигрант»? (Припев у этого националистического шедевра – «остановите Ласнамяэ!».) «Осиновский вел себя небезукоризненно, – считает Уудам, – когда стал утверждать, что его в Эстонии все время дискриминируют». Редакторы Õhtuleht полагают, что соцдемы навредили себе: «Флирт с русским избирателем может отпугнуть от них чувствительный к теме оккупации эстонский электорат, тем более что Осиновский многим кажется слишком негибким, исключающим договоренности и компромиссы». Особо волнует всех перспектива центристско-соцдемовской коалиции.
Ну а Лиги, как явствует из интервью тому же Õhtuleht, после вынужденной отставки полагает оскорбленным уже себя: «Со мной поступили несправедливо... Молодой коллега (Осиновский – Н.К.) оскорбил на деле предыдущие правительства и все развитие Эстонии в период независимости, вдобавок оскорбил он и историческое чувство... Надо понимать: кого-то оскорбляет, когда говорят, что разный уровень жизни в Эстонии и Финляндии нельзя объяснить советской властью, что разным уровнем жизни объясняется эмиграция... Наверное, сказать про министра образования, что он грязный, – оскорбительно и несправедливо в плане гигиены, но я все-таки осмелюсь сказать, что он грязный... Он грязно играет».
Как ни жаль чистого, белого и пушистого Лиги, с которым ужасно обошлись и советская власть, и грязный сын иммигранта, оплакивают его отставку не все. Как пишет Вахур Кооритс на Delfi: «Меня изумляют люди, считающие, что министр финансов Лиги хоть и остер на язык, зато справляется со своей работой. Он не справляется. Проблемы при нем росли снежным комом, а он или не мог, или не хотел их решать». Что после этого Лиги сказал про Кооритса, мы, слава богу, никогда не узнаем.