С гибели подводной лодки "Курск" прошло десять лет

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Рубка подводной лодки "Курск" стала частью мемориального комплекса в Мурманске
Рубка подводной лодки "Курск" стала частью мемориального комплекса в Мурманске Фото: SCANPIX

12 августа 2000 года атомная подводная лодка "Курск" не вышла на связь в установленное время. Информация о возможном взрыве на ее борту появилась в прессе 13 августа. На следующий день лодка была обнаружена лежащей на дне Баренцева моря, еще через день началась спасательная операция. 21 августа был официально подтвержден факт гибели всех 118 членов экипажа лодки.

За 10 лет со дня гибели атомной подводной лодки "Курск" спасательная служба ВМФ России прошла серьезную техническую модернизацию.

"Курская" операция показала слабую оснащенность в техническом плане нашей спасательной службы. Профессионалы у нас и тогда были одни из лучших в мире, а вот со спецсредствами была сильная напряженка", - заявил "Интерфаксу" начальник 40-го Государственного научно-исследовательского института аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны (НИИ АСД и ГВР) Андрей Звягинцев, удостоенный Звезды Героя России за участие в операции по спасению АПЛ "Курск".

Он напомнил, что "сразу после завершения операции по подъему атомохода руководство страны приняло решение о выделении из государственного бюджета финансовых средств на модернизацию действующих спасательных судов, строительство новых, а также закупку иностранного глубоководного оборудования".

Сегодня, по его словам, "многое из того, что было запланировано, уже сделано". В частности, уточнил Звягинцев, на Черноморском флоте прошло модернизацию спасательное судно "Эпрон". На Тихоокеанский флот после ремонта вернулось спасательное судно "Алагез", которое может осуществлять погружения на глубину до 160 метров.

Кроме этого, продолжил Звягинцев, на все флота были приобретены нормобарические скафандры с глубиной погружения до 365 метров.

Также, по его словам, на "Адмиралтейских верфях" идет строительство новейшего океанского спасательного судна "Игорь Белоусов", на борту которого "будут базироваться спасательные вертолеты, барокамеры". "Это - универсальное судно, которое по своим параметрам не уступает, а может и превосходит иностранные аналоги, и оно сможет спасать как военных моряков, так и гражданских, как подводников, так и надводников", - подчеркнул Звягинцев.

Помимо этого, на вооружение ВМФ были приняты российский подводный аппарат "Обзор-150", гидроакустический комплекс "Кальмар" для поиска и обследования подводных объектов, зарубежные подводные аппараты "Веном", "Тайгер".

Касаясь 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда (ЭАСО), водолазы которого первыми проникли в "Курск", Звягинцев отметил уникальность этой единственной в России военной части данного профиля.

"Здесь собраны лучшие специалисты. Но это, так сказать, "скорая помощь", существующая для экстренного вылета в любую географическую точку для оказания помощи", - подчеркнул он.

По его мнению, "нет необходимости создавать еще такие же отряды, но сейчас на всех флотах существуют свои поисково-спасательные службы, которые способны выполнять поставленные перед ними задачи".

В канун 10-летия со дня гибели "Курска" Звягинцев вспомнил свои ощущения после того, как первым вошел в разрушенный взрывом атомоход. "Это было очень тяжело в первую очередь морально, так как там погибли мои одноклассники по училищу, ребята, которые учились немного старше и младше курсами. Сегодня, может, боль немного и утихла, но она не прошла и не пройдет", - сказал он.

"Более того, - продолжил Звягинцев, - сейчас еще отчетливее понимаешь весь героизм ребят, которые до конца выполнили свой долг, не сломались".

Также он отметил мужество водолазов, которые, "работая буквально на износ, часто рискуя своей жизнью, тоже выполнили свой долг перед подводниками, перед их матерями". "Высокий профессионализм показали и наши иностранные коллеги. Но нам было тяжелее, потому что работали непосредственно внутри отсеков и того, что от них осталось", - считает Звягинцев.

С мнением своего командира согласен водолаз ЭАСО старший мичман Борис Марков, также участвовавший в спасательной операции. "Мы выполняли свой долг. И память о ребятах всегда будет с нами", - сказал он "Интерфаксу".

Марков также надеется, что "государство обратит внимание на водолазов: наш отряд - уникальный, а внимание к нему минимальное".

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх