Cообщи

Запчасти для человеческого организма

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: stern.de

Заболевание суставов стало поистине знамением нашего времени. Уже не только люди старшего возраста, но и молодые жалуются на боли в суставах рук, ног и позвоночника.

Ортопед, доктор Тауно Кальвет из больницы Ortopeediaarstid AS, рассказывает об операциях по замене суставов колена и бедра.

Суставы – важный механизм для полноценной работы тела. Однако со временем суставы изнашиваются и появляются боли, ограничивающие движение и осложняющие жизнь.

Когда нет сил терпеть

– Почему такое случается?

– Проблема заключается в том, что со временем в суставе происходят изменения. Скажем, при артрозе происходит деструктивный процесс в суставном хряще, который покрывает суставы. Из блестящего и гладкого он превращается в мутный и шершавый, зачастую стирается до кости. Причин поражения хряща много. Это и возрастные изменения, и нарушения обмена веществ, лишний вес, травмы, воспалительные процессы. Но большинство случаев все же связано с солидным возрастом пациентов. Сустав изношенный, в нем появляются «дырки». Одновременно вокруг больного хряща «болеют» и мягкие ткани – наблюдается болезненное состояние мышц, дистрофическое изменение связок, сухожилий, появляется опухоль, которая не спадает ни днем ни ночью. И тогда начинается воспаление сустава.

– А есть способы как-то поддержать сустав?

– Сейчас делают специальные гелевые уколы, гель покрывает изношенные поверхности сустава, и он получает возможность лучше скользить. Такой укол в сустав дает облегчение, снимает боль, но сустав все равно изношен, рано или поздно его придется менять. Но это все-таки хороший вариант, когда такие уколы помогают. Ведь главное, что мешает пациентам с суставными болезнями, – это боль. Лекарства, уколы, упражнения, бандаж – все, что помогает снимать боль, надо использовать. Но, как я сказал, рано или поздно сустав все равно приходится менять.

– Когда, при каких показаниях предписывается операция?

– Когда пациент говорит, что дальше он так не может. Если у него такая боль, которая не дает жить, а сустав обездвижен, колено или тазобедренный сустав невозможно сгибать. Человеку трудно ходить, он хромает. Если деформация сустава приводит к искривлению ноги – это тоже показание к операции. Мы обязательно делаем рентген, но он только подтверждает диагноз. Бывает, что, судя по снимку, ситуация не так плоха, но есть воспаление, нога не гнется в суставе, и человек измучен. А он хочет или должен ходить, а не дома сидеть. Вот тогда мы ставим пациента в очередь на операцию.

– То есть субъективное переживание боли – это главное?

– Да, именно так. Бывает, снимок показывает плохой сустав, но пациент говорит, что может жить с таким и дальше. Тогда зачем оперировать?

Это очень серьезно

– Как проходит операция?

– Это открытые операции, поскольку приходится устанавливать довольно крупные части протезов. Правда, со временем разрезы становятся все меньше. Внутри выполняется большая работа – часть сустава мы удаляем и устанавливаем протезы из металла и пластмассы. Протезы бывают разные, поскольку разные проблемы решаются. Решение о том, какой конкретно протез поставят пациенту, врач принимает перед операцией. Но в 95-98 процентах случаев – это протез из металла и пластмассы. Со временем и материалы, и соответственно протезы из них становятся все лучше, но принцип операции остается неизменным.

– Это серьезная операция?

– Очень серьезная! Удаляются больные поверхности сустава, затем они заменяются новыми, искусственными частями, подобранными по размеру старых.

– Наверное, период восстановления после операции довольно долгий?

– Да. Восстановление зависит, во-первых, от того, какой сустав оперируется. После замены тазобедренного сустава восстановление идет быстрее, потому что вокруг него большие мышцы. Во время операции функция этих мышц не столь сильно нарушается, как при операции на колене. В колене много мелких мышц, и суставная капсула восстанавливается медленнее. Наши пациенты, которые перенесли и ту и другую операции, говорят, что восстановление после замены тазобедренного сустава проходило быстрее: уже через два месяца после операции можно свободно ходить. А при замене коленного сустава через три месяца – более-менее, а совсем забыть об операции можно лишь спустя год.

– Бывает ли так, что организм отторгает искусственные материалы сустава?

– С такими случаями мне не приходилось сталкиваться. Бывают аллергические реакции на материалы, когда рана не заживает, начинается воспалительная реакция, но это крайне редкие случаи. Меньше, чем полпроцента от всех операций. По крайней мере в Эстонии я о таких случаях не слышал.

– Что вы рекомендуете после операции? Покой или, наоборот, нужно больше двигаться?

– Мы составляем послеоперационный план, то есть план восстановления. Уже на следующий день после операции наши пациенты начинают выполнять некоторые упражнения лечебной гимнастики. Они необходимы, чтобы тренировать мышцы, которые отвечают за подвижность сустава. Через пять-семь дней пациенты отправляются домой и продолжают упражнения дома. Ходят на костылях месяц-полтора. Выполнять специальные упражнения мы рекомендуем до полного восстановления. Вообще, я рекомендую всем, у кого заменен сустав, выполнять их ежедневно всю оставшуюся жизнь. Утренняя и вечерняя гимнастика поддерживают сустав и окружающие его мышцы в нормальном состоянии.

– Пока раны не заживут, приходится, наверное, пить обезболивающие?

– Если боли есть, таблетки надо принимать. Пока пациенты находятся в больнице, то получают обезболивающие по специальной схеме. Ведь самое главное – это восстановить подвижность сустава и разработать сухожилия и мышцы. А для этого поначалу нужно обязательно принимать обезболивающие.

Замкнутый круг

– Есть какие-то факторы, которые способствуют износу сустава? Может быть, наш сырой и прохладный климат?

– По поводу климата – это вопрос, скорее, к ревматологам, которые лечат суставные заболевания. Но есть один значительный фактор – вес человека. Большой вес разрушает сустав! И это очень серьезная проблема. Хирурги не очень хотят менять сустав пациентам с избыточным весом. Потому что восстановление после операции будет очень долгим и очень проблематичным. И опять же, неизвестно, сколько в таком случае выдержит искусственный сустав. Он тоже может прийти в негодность, как и естественный. Нагрузка на него уж очень велика.

– Я знаю женщину, которая мучается от боли в суставе, но ее на операцию не направляют, поскольку она слишком много весит. Ей велели худеть. Но она говорит: «Как я похудею, если не могу двигаться?»

– Да, это большая проблема. Молодым людям мы рекомендуем сбрасывать вес и отправляем к эндокринологам на консультацию, чтобы подумать, что и как можно сделать для похудения. Проблема весьма деликатная. Технически мы можем заменить сустав такому человеку, но если пациент не восстановится после операции или получит какую-либо травму и через год-два вернется к нам с жалобой на то, что сустав не работает нормально, то ответственность возлагается на хирурга. Но мы ведь не волшебники! Другое дело, старые люди, которые попадают в замкнутый круг: нужно двигаться, чтобы не набирать вес, но чтобы двигаться, нужен новый сустав. Тогда мы идем на операцию, чтобы человек мог как-то справляться с обслуживанием себя: быть в состоянии дойти до туалета, переодеться, помыться, приготовить себе еду. Но в таком случае мы ничего не обещаем пациенту. Главное, чтобы он мог еще прожить без боли и без постоянной посторонней помощи.

– Каков средний возраст вашего пациента?

– Около семидесяти лет.

– Лучше, если операция по замене сустава проведена в более молодом возрасте или это не имеет значения?

– Если мы видим, что сустав поврежден и артроз уже есть, то спрашиваем пациента: «Что вам больше мешает – боль или неподвижность?» Если проблема в хромоте и невозможности активно двигаться, то мы убеждаем пациента в том, что самый лучший сустав – это все-таки свой собственный. Надо его сохранять так долго, насколько это возможно. Дело в том, что срок действия протеза – примерно 20 лет. После этого его опять нужно менять. И если человеку на момент первой операции еще 45-50 лет, то очевидно, что ему придется делать две операции в течение жизни. Но повторная операция часто уже не дает таких хороших результатов, появляется проблема, как крепить протез: кость уже не та. А третья операция – это вообще очень большой вопрос. Конечно, технически все возможно и такие операции делают, но мы все же объясняем это пациенту, если в еще довольно молодом возрасте он настаивает на протезировании.

Двигаешься мало? Совсем перестанешь!

– Как крепится искусственный сустав к той кости, которая еще не изношена?

– Есть два варианта. Молодым людям мы ставим тазобедренный сустав так называемым бесцементным способом. Это такой вид протезов, которые крепятся без клея. Протез подбирается точно по размеру кости и вживляется в нее. Впоследствии кость растет, и место соединения зарастает костной тканью, удерживая протез. Другой вариант – это когда протез фиксируется на кости специальным клеем, который называется «костным цементом». Таким образом мы устанавливаем протез пациентам в пожилом возрасте или если качество самой кости не позволяет действовать иначе. Возрастной предел, когда кость еще может расти, приходится примерно на 70 лет. Но мы судим и по состоянию здоровья, какие были заболевания, смотрим результаты обследований, снимки рентгена. Окончательное решение принимается во время операции.

– Все-таки удивительно, что медицина научилась менять «запчасти» человека!

– Подобные операции выполняют уже почти сорок лет, и пока ничего лучшего не придумано. Если, конечно, найдут способ восстанавливать хрящ, тогда методы изменятся. Но пока что медицина не умеет восстанавливать хрящи.

– А насколько эффективны глюкозаминовые добавки, которые так часто рекламируют по телевизору?

– Врач никогда не скажет вам, что они способны восстановить хрящ! Глюкозамин появился лет десять назад. Если бы он восстанавливал хрящи, то за это время все пациенты с больными суставами уже вылечились бы. Другое дело, что глюкозамин сульфат в этих препаратах немного снимает воспаление при длительном приеме, поэтому больные чувствуют себя лучше. Гелевые уколы действуют хорошо, но их Больничная касса, к сожалению, не компенсирует. Глюкозаминовые препараты она компенсирует, они недороги и мы рекомендуем их все же принимать. Но многое, конечно, зависит от патологии процесса в каждом конкретном случае, насколько далеко зашел процесс разрушения хряща.

– От чего зависит здоровье хряща?

– От физической нагрузки человека, от того, бережет ли он свои суставы, которые уже начали давать о себе знать, обращается ли вовремя к врачу. Молодые люди часто говорят: «Я хочу играть в футбол и буду играть, даже если потом мне придется пару дней передвигаться с трудом»! Надо думать, что делать, если уже появилась боль. Она свидетельствует о том, что что-то не в порядке. Надо обращаться к врачу, а не ждать, что все «само рассосется».

– Приходилось слышать такое утверждение: «Если поменяешь один сустав, то и следующие скоро «полетят». Насколько это верно?

– Нет, дело не в операции. Врачи видят по снимкам, что из двух парных суставов всегда один чувствует себя немного лучше, а другой – немного хуже. Как правило, первым приходит в негодность правый сустав. Но со временем и левый приходится оперировать – если уж процесс пошел.

– В природе сустав, наверное, рассчитан на «пожизненное использование». Почему же они подводят нас, зачастую и в расцвете лет?

– Во-первых, продолжительность жизни увеличивается, и человек хочет и в пожилом возрасте вести довольно полноценную жизнь, продолжать двигаться. Во-вторых, теперь все больше люди работают сидя за столом целый день. А если уж хотят компенсировать недостаток движения в выходные дни, то за это время сильно перегружают суставы. Это, прямо скажем, не самый лучший вариант. Лучше заниматься движением понемногу, но часто, чем редко, но с большими перегрузками. Современные ревматологи очень хорошо диагностируют воспалительные заболевания суставов и все лучше умеют их лечить, так что таких пациентов у нас все меньше. Сейчас главная проблема в лишнем весе – люди едят много, а двигаются мало.

Наверх