– Пока раны не заживут, приходится, наверное, пить обезболивающие?
– Если боли есть, таблетки надо принимать. Пока пациенты находятся в больнице, то получают обезболивающие по специальной схеме. Ведь самое главное – это восстановить подвижность сустава и разработать сухожилия и мышцы. А для этого поначалу нужно обязательно принимать обезболивающие.
– Есть какие-то факторы, которые способствуют износу сустава? Может быть, наш сырой и прохладный климат?
– По поводу климата – это вопрос, скорее, к ревматологам, которые лечат суставные заболевания. Но есть один значительный фактор – вес человека. Большой вес разрушает сустав! И это очень серьезная проблема. Хирурги не очень хотят менять сустав пациентам с избыточным весом. Потому что восстановление после операции будет очень долгим и очень проблематичным. И опять же, неизвестно, сколько в таком случае выдержит искусственный сустав. Он тоже может прийти в негодность, как и естественный. Нагрузка на него уж очень велика.
– Я знаю женщину, которая мучается от боли в суставе, но ее на операцию не направляют, поскольку она слишком много весит. Ей велели худеть. Но она говорит: «Как я похудею, если не могу двигаться?»
– Да, это большая проблема. Молодым людям мы рекомендуем сбрасывать вес и отправляем к эндокринологам на консультацию, чтобы подумать, что и как можно сделать для похудения. Проблема весьма деликатная. Технически мы можем заменить сустав такому человеку, но если пациент не восстановится после операции или получит какую-либо травму и через год-два вернется к нам с жалобой на то, что сустав не работает нормально, то ответственность возлагается на хирурга. Но мы ведь не волшебники! Другое дело, старые люди, которые попадают в замкнутый круг: нужно двигаться, чтобы не набирать вес, но чтобы двигаться, нужен новый сустав. Тогда мы идем на операцию, чтобы человек мог как-то справляться с обслуживанием себя: быть в состоянии дойти до туалета, переодеться, помыться, приготовить себе еду. Но в таком случае мы ничего не обещаем пациенту. Главное, чтобы он мог еще прожить без боли и без постоянной посторонней помощи.