Cообщи

Уроки Валентины Виноградовой

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Частный архив, Андрей Бабин

Вспомнить эти уроки сейчас есть повод, пусть и печальный, у сотен бывших учеников и коллег Валентины Николаевны Виноградовой – педагога  и директора школы. На этой неделе заслуженный учитель Эстонской ССР ушла из жизни.

Фотографии школьных событий, многочисленные почетные грамоты, знаки отличия, удостоверения – всего этого хватило бы на целый раздел, посвященный Валентине Николаевне Виноградовой,  в музее Таллиннской 53-й средней школы, будь там таковой. В этой школе в 1970-80-е годы она работала директором и учителем немецкого языка до ухода на заслуженный отдых.

За сухими формулировками «За заслуги...» на почетных грамотах и в благодарностях, которые когда-то вручали Виноградовой, стоит  учитель и человек, о котором бывшие ученики и коллеги Валентины Николаевны могут говорить часами. Таллиннская 53-я средняя школа и сейчас является единственной русской школой в Эстонии, в которой на таком высоком уровне преподается немецкий язык. А подняла планку на этот уровень Валентина Николаевна Виноградова.

Язык Гёте и Гейне

«Учить немецкий мы начали в пятом классе, – вспоминает выпускница Таллиннской 53-й школы Жанетта Владимировна Армулик, ныне учитель истории в ней же. – Когда класс делили на группы – одних записывали на английский язык, других на немецкий, многие у нас, и я в том числе, не хотели учить немецкий, считая его языком фашистов – так были воспитаны. Но я попала в немецкую группу. И уже с первых уроков Валентины Николаевны поняла, как прекрасен язык Гёте и Гейне, и никакой он не фашистский.

С тех пор немецкий язык для меня остается самым любимым, не считая родного.  В группе у нас было 22 человека, считается, что это многовато для изучения иностранного языка, но Валентина Николаевна как-то умудрялась уделять внимание каждому ученику, и каждому на каждом уроке ставила оценку. Если в четверти, скажем, 16 уроков, значит, в журнале у тебя столько же отметок».

По словам Жанетты Армулик, любимая учительница прививала ученикам интерес не только к немецкому языку, но и открывала им Германию как страну великой культуры: «Сама я впервые побывала там не так давно, двенадцать лет назад, но вдруг поймала себя на мысли, что чувствую себя там как дома, и, конечно, это  благодаря Валентине Николаевне». 

Прежде всего для того, чтобы дети лучше узнали Германию, Валентина Николаевна организовала кружок немецкого языка.  «Когда она объявила об этом, я с радостью согласилась, хотя училась в спортивном классе и у меня два раза в день были тренировки по баскетболу,  – вспоминает Жанетта Владимировна.  – На занятиях в кружке Валентина Николаевна проявляла себя уже с другой стороны. На всю жизнь мне врезалось занятие, когда она рассказывала нам – правда, по-русски – о Бухенвальде. Мы слушали, и у нас у всех текли слезы по щекам...»

В результате из 22 учеников их группы четверо теперь – профессиональные переводчики, некоторые сейчас работают в Германии, да и сама Жанетта Владимировна тоже собиралась стать немецким филологом. Но поскольку сразу после школы она осталась работать в ней пионервожатой и решила, что изучать иностранный язык заочно – не дело, пошла в учителя истории.

Учитель на таможне

Между тем, как рассказала Наталия, дочь Валентины Николаевны Виноградовой, в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена ее мама немецкий изучала факультативно, а  училась на факультете романских языков. Она даже начала писать диссертацию по своей специальности, но не закончила, как ее ни уговаривали, даже когда она уже давно работала в Эстонии: с головой ушла в практическую педагогику.

Кстати, в Эстонии трудовой путь Виноградовой начался не в школе – не нашлось там сразу места, – а на таможне, но выдержала она там только полтора месяца. «Вторгаться в личное пространство другого человека – было совершенно не в мамином  характере», – говорит ее дочь.

Вообще Валентина Николаевна владела пятью языками, но в последние годы переживала, что из-за отсутствия практики что-то стало забываться…

Родом же Валентина Виноградова из города Рыбинска Ярославской области. Наталия подробно рассказала о родителях Валентины Николаевны, родителях родителей, и этот рассказ, право, достоин отдельного повествования. Но суть в том, что все свои лучшие качества будущий учитель и директор школы получила в семье. «Мама была максимально ответственной и требовательной к себе, и того же ждала от окружающих», – говорит  Наталия.

Это хорошо знают учителя, работавшие в Таллиннской 53-й средней школе, когда директором там была Виноградова, в том числе и Павел Владимирович Титов. Продолжатель учительской династии, насчитывающей, по его словам, не одну сотню лет, когда-то он попал в Эстонию по распределению после все того же Герценовского института в Таллиннскую 50-ю среднюю школу на должность учителя физики.

«В поисках своей школы я зашел в 53-ю, чтобы спросить дорогу: так я впервые встретился с Валентиной Николаевной. Она сказала, что в 50-й школе физика уже нашли, а вот ей он как раз очень нужен. Так я остался в этой школе на долгие годы. И даже потом принимал у Валентины Николаевны директорство, – вспоминает Титов, ныне директор Маардуской гимназии. – После ухода со своего поста она еще два года преподавала у нас немецкий язык. С одной стороны, быть на виду у вчерашнего директора, которого уважали и любили все, – это накладывало на меня особую ответственность, с другой – я мог всегда посоветоваться с Валентиной Николаевной. Впрочем, никаких замечаний она мне не делала».

В духе православия

«Как сказал классик, в человеке все должно быть прекрасно, и Валентина Николаевна Виноградова, по-моему, – это как раз тот случай, – говорит учительница эстонского языка Таллиннской 53-й средней школы». Ирина Александровна Клишова. – Безупречная речь, элегантный внешний вид, уважение к ученикам и учителям – это все наша Валентина Николаевна. Ирина Александровна вспоминает, как однажды некий разгневанный родитель принялся отчитывать ее в присутствии директора, и та сразу его пресекла: «Не смейте в таком тоне говорить с учителем!»

Да, Виноградова возвышала учителей, но при этом была и предельно требовательной к ним. Как-то одна из учительниц за контрольную работу поставила в классе пять двоек, и директор потом долго объясняла  ей, что эти двойки та поставила сама себе как педагогу, который не смог подготовить  учеников.

Учительница начальных классов Татьяна Голенко рассказывает, что своей профессией обязана именно директору: «Я была пионервожатой и хотела поступать на русский язык и литературу, но Валентина Николаевна сказала, что нужен учитель в начальные классы. Ну, нужен так нужен».

«Я знаю эту историю, – добавляет Ирина Клишова. – Валентина Николаевна интересовалась моим мнением и высказала свое: она присматривалась к тебе и считала, что ты прирожденный учитель начальных классов».  – «Вот как? – удивляется Татьяна. – Мне такого никто не говорил».

Должность директора школы требует довольно жесткого характера, где-то даже авторитарного, но никто не может вспомнить, чтобы Виноградова хоть раз повысила на кого-то голос, проявила к кому-то неуважение. Всех поражает, как директор могла помнить по фамилиям и именам всех учеников и многих родителей, и то, что ей до всего было дело: она посещала и уроки учителей-предметников, и пионерские собрания, и классные часы. Вспоминают ее перфекционизм: надо стремиться быть лучшими везде – в учебе, на смотрах, конкурсах, соревнованиях…  А еще вспоминают, как директор на корню пресекала сплетни и дрязги, нередко разъедающие женские коллективы. В итоге в школе воцарилась здоровая, почти родственная атмосфера, которая сохраняется и по сей день. Вспоминают, и как Валентина Николаевна была готова помочь любому, но сама никогда ни на что не жаловалась.

Внук Кирилл считает, что многое унаследовал от бабушки, и прежде всего – ее организаторские способности. «Я работаю директором по маркетингу, а сегодня утром мне предложили работу, требующую еще больших организаторских навыков,  – говорит он. – А раньше, придя буквально с улицы на один из эстонских телеканалов, я, по-моему, небезуспешно, осуществил  ряд проектов».  Кирилл – тоже выпускник Таллиннской 53-й школы, правда, мало кто знал, что он – внук бывшего директора. У него и в мыслях не было рассказывать об этом, а однажды, когда классу дали задание написать сочинение на тему «Как я провел лето», он показал бабушку такой, какой ее точно никто из посторонних не знает, – как она трудится на дачных грядках.

Рассказывая о детстве своей мамы, Наталия упомянула и о том, как однажды в доме родителей Валентины Николаевны появилась монахиня: монастырь – в свете веяний того времени – закрыли, и настоятельница велела сестрам идти по дворам. Эта монахиня стала няней маленькой Вали и воспитывала ее в духе православия. В советское время директор школы должен был в обязательном порядке быть членом Коммунистической партии, но это детское воспитание, по словам Наталии, оставило свой след навсегда. Вот и теперь,  перед своим уходом, Валентина Николаевна  попросила проводить ее в маленьком храме Святителя Николая на окраине города...

Наверх