Cообщи

В поисках рукодельницы

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эне Сепп работает при химчистке по адресу Маакри, 23 и занимается ремонтом одежды много лет: «Опять сломанная молния? Починим!»
Эне Сепп работает при химчистке по адресу Маакри, 23 и занимается ремонтом одежды много лет: «Опять сломанная молния? Починим!» Фото: Эрик Прозес

Мы перестали штопать мужские носки и безжалостно выбрасываем колготки со спущенной петлей, не пытаясь зашить эту петлю по всей длине припасенной нейлоновой ниткой или даже волосом, как делали когда-то. И это хорошо. Но необходимость в ремонте или переделке одежды осталась.

Предположим, вы купили брюки, а они хоть и сидят, как влитые, но оказались длинными, штанины аж по земле волочатся. Или так: очень нравится платье, – и оно еще новое – но вы похудели, и сидит оно теперь не очень хорошо, мешковато. Что же, прикажете тоже выбрасывать, как носки? А проносившиеся любимые джинсы, а протертые рукава, а расползающиеся подкладки, а прожженные штанины, а сломанные замки-молнии на вполне еще пригодных к носке вещах? А скрытый брак, который обнаруживается всегда в тот же самый день, когда заканчивается гарантийный срок? Да мало ли что может случиться с нашей одеждой!

Ателье много, только плати

Оказалось, что мест, в которых производят ремонт верхней одежды, в Таллинне достаточно. И народ в них толпится, и портные без дела не сидят. Это могут быть мастерские, ориентированные исключительно на починку, а могут быть и ателье, в которых и вещи на заказ шьют, и ремонтными работами занимаются. Какими? В основном, укорачивают штанины, а рукава зауживают или, наоборот, расставляют.

Вот, например, ателье, которое находится в торговом центре Magistral. Наша читательница Татьяна М. отнесла туда пуховик, у которого обнаружился скрытый дефект: в шов на спине было забрано слишком мало ткани, и в результате шов разошелся и пух полез наружу. Сшивать его поверху было, сами понимаете, нельзя, но мастерицы исхитрились починить пальто так, что уже оно не стало. Взяли с женщины 15 евро, но она считает, что работа того стоила.

А сколько стоит ремонт брюк, например? Начиная от 9 евро 60 центов. Почему «от»? А потому, что можно просто укоротить, а можно пришить изнутри специальную укрепляющую ленту. Можно заузить штанины, можно поменять подкладку у брючного кармана, можно, наоборот, расшить брюки в боках, насколько позволяют припуски на швы. А если не позволяют, то вставить что-то типа лампасов из подходящей ткани. Такие работы выполняет фирма Pesupanda OÜ, занимающаяся также химчисткой. Они отремонтируют и кожаную куртку, и вечернее платье. Смена замка-молнии в любом ателье – обычно дорогое удовольствие: цена за работу доходит до 20 евро. Плюс стоимость самого замка.

Никогда не забуду, как бесплатно и за секунду поменяла мне выскочивший из плащевого замка бегунок Тийна Кикас, продавец из магазина Kangadzungel: она разрезала уцененную молнию, вынула оттуда бегунок и переставила его на новое место. Честно говоря, я так и не поняла, каким образом она это сделала. Цена вопроса – 2 евро. Столько стоила уцененная молния.

Толпится народ в ателье Laviniita, в центре Таллинна, на Ластекоду. Хороший показатель: раз клиентов много, значит, работают хорошо. Правда, прейскурант на ремонт на интернет-сайт не выложен, но, как мне сказали, стоимость заплатки – от 7 евро. А при чем здесь заплатки?

Это славное слово «штуковка»

Дело в том, что одной из целей этого материала было разузнать, можно ли в Таллинне в первой половине XXI века заказать такую портновско-ремонтную услугу, как штуковка. Впервые слышите? Неудивительно – это редкая ручная работа. Почти ювелирная. Случилось в моей жизни счастье: в школе меня хорошо учили на уроках домоводства – я умею штуковать, поэтому считаю себя вправе рассказать, что это такое. Тем более что, как выяснилось, больше некому.

Штуковка необходима, когда ткань протер­лась, или когда новая материя прорезана каким-то острым предметом, или горячий пепел от сигареты упал на нее ну очень неудачно. Такую прореху на сукне или костюмной шерсти обычным швом не зашьешь, а заплатка будет выглядеть грубо. В этих случаях и применяется штуковка. Это не совсем штопка, это – особая, красивая, прочная и – главное – незаметная штопка.

Кладем нуждающееся в реанимации изделие лицевой стороной вверх на твердую поверхность и натя­гиваем так, чтобы ткань во время работы не морщилась. Затем аккуратно выдергиваем нитку из края того же изделия и вставляем ее в иголку. Осторожно накладываем частые стежки сначала вдоль поперечных нитей, а затем, продевая иголку то поверх нитки, то под нее, – вдоль. Штукуем туго, но не стягиваем. Получается плотная и одновременно эластичная рогожка, практически незаметная, особенно если на помощь к вам приходит утюг. Если имеется навык и сноровка, заштуковать можно и вещи из очень тонкой ткани: штуковке поддалась даже батистовая блузочка, с которой расстаться было невозможно по причине ее необыкновенной красоты. Так что дырки на своих вещах я-то ликвидирую. А народ?

Едем во Флоренцию?

Куда бежать в Таллинне, если вы прожгли дыру на брюках от Армани? Или просто на очень хороших шерстяных брюках? Я задавала этот вопрос в каждом ателье, куда заходила в поисках материала для статьи. Это ужасно, но выяснилось, что в ателье готовы ставить фантастические заплатки на джинсы, когда снаружи их незаметно, а внутри они мягкие-мягкие и не трут совсем, или готовы вышивать цветы и райских птичек на порванных детских брюках. Но могу авторитетно утверждать, что штуковку вам не сделают нигде.

В химчистке на Маакри, 23, которую в народе называют «старой химчисткой», ремонтируют все: и пальто, и вечерние платья, и брюки, и замки меняют, и заплатки ставят. Швея Эне Сепп говорит, что попытается найти правильное и практичное решение для ликвидации любой беды с вашей одеждой. Но ручная штуковка? «К сожалению, нет!»

«Ох, – сокрушенно закачали головами милые дамы из специализированного отдела Kaubamaja. – Уже несколько лет такой тонкой работой некому заниматься! Наши пожилые мастерицы ушли на пенсию. Так что придется вам ехать во Флоренцию, откуда это рукоделие родом!» В самом деле, внешне заштукованная прореха напоминает вышивку барджелло. Вот какие дела – про Флоренцию наши специалисты знают, а вот сказать, кто этим занимается не просто как хобби, а в плане оказания услуг населению, – нет. Может быть, кто-то из читательниц является если не носителем этого полузабытого умения, то владельцем информации, есть ли в Таллинне какое-то ателье или мастерская, где на пароль «штуковка» вы услышите отзыв: «Пожалуйте в кассу!» 

Наверх