Коммунальная фирма BREM массово требует от бывших клиентов оплатить просроченные, а то и вовсе давно погашенные долги и запугивает их всевозможными санкциями, пишет еженедельник «День за Днем».
BREM требует с товариществ долги 11-летней давности
На днях собственники квартир столичного дома, расположенного на улице Тонди, получили грозные письма от предприятия BREM Kinnisvara. В посланиях сообщалось, что у получателя имеется задолженность (сумма варьируется от 30 до 70 евро), которую нужно немедленно оплатить. На погашение долга выделялись всего сутки.
Те «должники», которые проживают в данном доме больше десяти лет, сразу поняли, кто такой BREM и что ему нужно. Но были и такие, кто читал письмо и хватался за сердце, поскольку авторы послания обещали обрушить на голову несчастного все возможные кары – от судебного иска и передачи требования судебному исполнителю, который обязательно накрутит проценты, многократно увеличив долг, до оповещения всех кредитных учреждений страны о том, что «иванов-петров-сидоров» – злостный неплательщик.
Людей как могла успокаивала председатель квартирного товарищества Надежда Горяйнова, в тот же день разославшая электронные письма и вывесившая объявления на инфостендах: «Счет ни в коем случае не оплачивать, все письма BREMа опустить в почтовый ящик товарищества».
Конкретный дом на улице Тонди до начала двухтысячных был клиентом BREMа. В 2003 году было создано квартирное товарищество и надобность в обслуживающей фирме отпала. Товарищество уведомило BREM о расторжении договора с ним, но был месяц, когда жильцам дома выставили счета и прежняя обслуживающая фирма, и ее преемник – КТ. Дом разделился: кто-то заплатил BREMу, а кто-то товариществу. А 2009 году пришли первые письма с требованием вернуть возникший шесть лет назад долг.
Горяйнова говорит: «Я сразу оповестила жильцов, что это требование незаконное. Мало того, что с BREM’ом была достигнута договоренность – вышли и сроки, в течение которых можно востребовать старые долги. К сожалению, не все отреагировали на мои письма правильно, некоторые испугались обещанных санкций и перечислили BREM’у деньги. Я же связалась с их конторой и потребовала уничтожить списки несуществующих должников, предварительно выдав мне копию. Мне пообещали, но так этого и не сделали».
Зато пять лет спустя, в конце октября 2014 года, поступили новые письма с угрозами.
«В данном конкретном случае прошло уже более десяти лет с момента, начиная с которого BREM мог предъявить требования, и сроки давности давно истекли», - объяснил газете владелец юридического бюро Invictus Юри Асари.
«Конечно расчет делается на то, что долги будут оплачены, – говорит юрист. – Хотя бы по незнанию или из нежелания связываться. Мне с такими ситуациями приходится сталкиваться довольно часто. Одно время известный телефонный оператор сотнями предъявлял в суд иски с просроченными требованиями. Наверное, кто-то платил. Но стоило в ответе на иск написать, что требование просрочено, как иск тут же отзывался. Несмотря на то, что при отзыве требования судебные издержки платит истец, их доход от испуганных или загодя сдавшихся „должников“ был настолько большим, что оправдывал затраты на проигранные дела», - уточнил он.
В течение недели «ДД» пытался получить комментарии от BREM, дважды газету заверили в том, что ответы пришлют, но в пятницу пришло письмо следующего содержания, подписанное представителем фирмы Андрусом Пильтом: «В связи неожиданным отсутствием юриста на работе сообщаю вам, что мы постараемся ответить на поставленные вопросы в течение следующей недели».
Подробнее читайте в еженедельнике «День за Днем» от 15 ноября. Подписаться на газету можно по телефону 666 2525.