В передаче Дмитрия Киселева эта идея была, например, использована в качестве аргумента, обосновывающего несостоятельность западных санкций против России. «Отечественная история помнит множество попыток Запада перекрыть кислород России. О том, что нужно полагаться только на себя, калужане знают не понаслышке. 1480 год.
Великое стояние на реке Угра. Войска удельного князя Ивана Третьего против татаро-монголов… В тех октябрьских сражениях на этой земле сложилось будущее Московское государство, главным девизом которого стали слова первого царя всея Руси: «Москва – Третий Рим! Четвертому не бывать», – гласит расшифровка репортажа на сайте vesti.ru.
Эту формулу берут на вооружение как русские националисты черносотенного толка (существует одноименный сайт соответствующей направленности), так и западные политики, опасающиеся российских претензий на мировую гегемонию (см., например, в Postimees статью Марко Михкельсона «Анатомия путинской России»). В то же время историки и государственные деятели, поддерживающие путинскую политику, отрицают взаимосвязь между идеей Третьего Рима и экспансионистской политикой государства. Этому посвящена, в частности, одна из глав в книге Натальи Нарочницкой (бывшего депутата Госдумы, члена комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории, а ныне главы Института демократии и сотрудничества в Париже) «Россия и русские в мировой истории».