Россия запускает проект «Спутник» (а может, «Путник»?), собираясь транслировать теле- и радиопередачи на 34 страны, в том числе и на Эстонию, на эстонском языке. Москва не скрывает своих целей: по словам одного из мастеров кремлевской пропаганды Дмитрия Киселева, необходимо исправить имидж России, пострадавший в результате украинского кризиса.
Урве Эслас: вместо пропаганды
Пропаганда? Конечно. Должны ли мы видеть в этом некую угрозу? Вряд ли. Дело в том, что мы уже прошли вакцинацию против пропаганды. Вакцина простая и эффективная – это юмор и критический взгляд на пропаганду.
И тут стоит поговорить о внутренней политике Эстонии и об отношении к ней. Представление, будто бы критика наносит государству вред, выглядит довольно странно. Наоборот, если что-то и может противостоять пропаганде (в том числе и внешней пропаганде), так это доброжелательное отношение к критике. Однако такое не слишком часто встречается. Путем наклеивания ярлыков и притеснений критические голоса заставляют умолкнуть. Странно, но превращая критиков в маргиналов, наши политики выполняют работу Киселева.
Высказывается мнение, что пропагандистский проект России должен заставить наши ведомства строить более продуманную политику. Если раньше мы беспокоились по поводу русскоязычного населения, то теперь нам следует работать над тем, чтобы и те, кто говорит по-эстонски, не попали в сферу влияния российской пропаганды.
Что это за ведомства? Учреждения, занимающиеся контрпропагандой? Дело это, конечно, важное. Но... Действовать должны не столько эти ведомства, сколько гимназии и университеты, которым следует позволить делать то, что они и делали последние двадцать лет вопреки поставленной им задаче давать стандартизированное образование, а именно – развивать критическое мышление и понимание того, что наличие разных мнений – не угроза, а защита.
Не контрпропаганда поможет противостоять пропаганде, а два грозных оружия – критика и юмор. Но ведь для того, чтобы можно было использовать это оружие, необходимо иметь возможность сопоставить информацию разных источников.
Таллиннское ТВ выглядит смешно, поскольку есть ЭТВ. Газету Pealinn можно воспринимать критически, поскольку есть Postimees, Päevaleht и Eesti Ekspress. У людей, живущих в эстоноязычном инфополе, возможность сравнивать информацию есть. О здешнем русскоязычном инфополе сказать такого нельзя. Однако русскоязычное инфопространство Эстонии нуждается не в контрпропаганде, а в такой же возможности сравнивать информацию. Если критика и юмор где и рождаются, то именно в таком сравнении.