Социум. С широко открытыми глазами

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Заслуга фирмы в том, что ей удалось первой сделать трехмерную платформу универсальной, чтобы потом ее можно было тиражировать и продавать более чем одному клиенту, отмечают менеджер по продажам Лаури Пыльдре (первый и третий слева) и член правления Таави Юурсалу (первый и третий справа).
Заслуга фирмы в том, что ей удалось первой сделать трехмерную платформу универсальной, чтобы потом ее можно было тиражировать и продавать более чем одному клиенту, отмечают менеджер по продажам Лаури Пыльдре (первый и третий слева) и член правления Таави Юурсалу (первый и третий справа). Фото: Сергей Трофимов, «День за Днем»

В 2011 году Cтарым Таллинном можно будет полюбоваться в Интернете. И не просто полюбоваться, а заглянуть в каждый уголок и едва ли не в каждую замочную скважину.

Власти будущей культурной столицы заказали у эстонской фирмы 3D Technologies R&D трехмерную модель Старого города. Желающим начать собственный трехмерный бизнес руководители фирмы рекомендуют тоже начинать с разработки компьютерной программы для какой-нибудь узкой задачи.

Три выпускника Тартуского университета решили основать свою фирму четыре года назад. С тех пор небольшая фирма с банальным названием 3D Technologies R&D успела вырасти до двенадцати человек, разработать платформу 3DMLW, которая позволяет отображать трехмерные модели в компьютере. На основе 3DMLW были разработаны программы 3D Wayfinder и 3D Kiosk. Последняя предназначена для инфокиосков – вроде тех, что в Таллинне можно обнаружить в автобусном терминале, а в цивилизованной Европе повсюду: в музеях, торговых центрах, аэропортах. В апреле 2010 года представители фирмы вместе с коллегами со всего ЕС пытались прорваться в Ганновер в условиях воздушной вулканической блокады. Правда, участие в мировой промышленной выставке себя не оправдало – в отличие от специализированной ярмарки производителей инфокиосков, прошедшей недавно в Эссене. Там эстонцами заинтересовались сразу 70 компаний.

Им не до искусства

«Ганновер был не для нас, – признается менеджер по продажам 3D Technologies Лаури Пыльдре. – Фирма занимается визуальной графикой, а не чертежными программами типа CAD, распространенными в промышленном секторе. А наш идеальный клиент – посредник в Германии, Англии, остальной Европе, обслуживающий инфокиоски, загружающий в них информацию».

В музеях инфокиоски довольно распространены. Эстонский продукт хорошо подходит для того, чтобы показывать с помощью этих устройств, оснащенных сенсорным экраном или клавиатурой, интересующие посетителей экспонаты. Программное обеспечение – небольшой компонент, но его вполне достаточно, чтобы дать работу десятку с небольшим эстонских специалистов. Кроме музеев, Пыльдре рассчитывает на бутики, в которых нецелесообразно выставлять наиболее дорогие товары, или в представительствах, торгующих яхтами, которые физически невозможно разместить в помещении.

Идея проста, и трудно поверить, что впервые она была реализована только сейчас. «Конечно, в мире есть программы, специально разработанные по специальному заказу той или иной компании, заточенные под выполнение одной задачи, и потому дорогие, – говорит Пыльдре. – Мы же стандартизировали свой пакет программного обеспечения. Можно сказать, создали универсальное решение наподобие Windows. Насколько мне известно, такого еще никто не делал».

Пыльдре подчеркивает: он работает в ИТ-компании, а не в художественной студии. Конечно, фирма может написать программу, а потом найти субподрядчика, который нарисует необходимые заказчику объекты. Однако эстонские айтишники прекрасно понимают, что конкурировать с крупными европейскими и азиатскими компаниями не в состоянии. Например, если надо нарисовать сто автомобилей, то в разумные сроки в Эстонии это просто нереально сделать – нет ресурсов. К тому же художественная работа подразумевает постоянное общение с заказчиком, так что разумнее рисовать модели на месте – например, в Германии, если клиентом выступает немецкая фирма.

Вторая причина, по словам члена правления 3D Technologies Таави Юурсалу, в том, что профессиональные 3D-художники при первой возможности уезжают из Эстонии. «В Эстонии есть фирма, с которой хотим сотрудничать, но у них та же проблема: сотрудников обучают здесь, а они потом отправляются в США, где зарплата в несколько раз выше и работать интереснее», – говорит Пыльдре.

Идеи подкидывает заказчик

Желающим основать свою трехмерную компанию, пока этим не решил заняться сосед, наслушавшийся разговоров о волшебном мире инфотехнологий, в котором море нерастраченных денег и нереализованных возможностей, Пыльдре и Юурсалу советуют не переоценивать свои возможности и начинать с малого: универсальную вещь в этой сфере сделать нельзя. «Многие пытаются начать с каких-то объемных задач, таких, как обработка данных. Обычно это заканчивается тем, что фирма все равно сужает фокус и занимается разработкой каких-нибудь специализированных программ для военных, для пограничников», – предупреждает Юурсалу.

Итак, лучше всего начинать с решения какой-то узкой проблемы. Но какой именно? Когда тартуские выпускники запускали фирму, они хотели «просто заниматься трехмерной графикой». Конкретные бизнес-идеи стали посещать светлые университетские умы несколько позже. «По моему наблюдению, в этой сфере идеи рождаются после того, как появляется клиент и просит сделать что-то специфическое, – поделился Пыльдре. – Потом уже продукт стандартизируют и начинают искать других потенциальных покупателей. Не знаю, может, в Америке все по-другому и люди там просыпаются по утрам с возгласом „Эврика!“... Однако недостаточно просто заниматься программным обеспечением. Оно само по себе ничего не значит, но должно помогать в решении той или иной проблемы».

Ждать сложа руки до тех пор, пока не обратится тот самый «золотой» клиент, начинающим бизнесменам тоже не советуют. «Надо работать с открытыми глазами, больше общаться, только тогда начнут возникать идеи, которые, конечно, могут вырасти в нечто неожиданное», – советует Пыльдре. Юурсалу призывает не стесняться начинать с какой-нибудь незамысловатой программы, которую можно написать за пару выходных.

Культурный клиент

Что касается программ для трехмерной графики, то в Восточной Европе место на рынке еще имеется, считает Юурсалу. «Запускать подобный бизнес в Америке уже поздно, – говорит предприниматель. – В лучшем случае, если разработаешь там перспективную технологию, ее купят с потрохами – и все». Пока интересующиеся европейцы медлят с заказами, компания выживает за счет местного рынка. В Эстонии у 3D Technologies клиенты есть, но здесь больших денег не заработаешь. Особенно, когда речь идет о госзаказах.

«Если разрабатываешь при поддержке Фонда развития или EAS, продукт остается собственностью фирмы, – поясняет Юурсалу. – Если выполняешь государственный заказ, все права на программу принадлежат государству. Это несколько глупо, потому что потом с этой программой государство ничего делать не будет».

3D Technologies сейчас выполняет свой первый госзаказ: трехмерная модель Старого города, которую заказали власти Таллинна на европейские деньги. «Конечно, есть мысли сделать что-нибудь похожее для Осло или Копенгагена, но об этом пока еще рано говорить. Для начала надо успеть сделать Старый Таллинн к следующему году; с госзаказами всегда так: график жесткий, приходится спешить», – пожаловался Юурсалу. Рисовать объекты начали лишь в июне, эта часть работы займет около пяти месяцев, а сдать трехмерный город надлежит, естественно, к началу 2011 года.

Наверх