Вступление в ряды Союза Отечества и Res Publika с целью претендовать на место в парламенте двух достаточно известных русских журналистов стало предметом горячего обсуждения как среди их коллег, так и в более широкой аудитории. Особенно с учетом того, что если об устремлениях руководителя «Актуальной камеры» на русском языке Максима Рогальского, на момент принятия решения баллотироваться находившегося в отпуске по уходу за ребенком, уже было известно многое (вспоминаются как его призывы к запрету в Эстонии российских телеканалов, так и активная борьба против Закона о сожительстве), то журналист Eesti Ekspress Виктория Ладынская до последнего держала свои планы в тайне.
Капля меда в бочке дегтя
Я воздержусь от своей оценки разумности предпринятого коллегами шага, ведь разбираться с его последствиями им придется самим. Учитывая хотя бы то, что как минимум на время предвыборной кампании им придется воздержаться от профессиональной деятельности, а рынок СМИ в Эстонии невелик и результат голосования непредсказуем, это решение, конечно, далось им нелегко.
Но для меня в данном случае более интересным кажется то, о чем вообще говорит такой шаг со стороны самой «нерусифицированной» партии Рийгикогу.
Громкое выдвижение Рогальского и Ладынской, причем, насколько известно нашему изданию, на достаточно перспективных для кандидатов условиях, говорит о том, что всей верхушке IRL придется поднапрячься, чтобы линия партии не угробила все шансы новоиспеченных соратников на успех. Удастся ли это – бог весть, но еще четыре года назад, да и на местных, и на европарламентских выборах IRL на это просто не пошел бы, боясь растерять голоса своего традиционного избирателя.
Кого же следует благодарить за такой прорыв иэрэловцев, а до них реформистов на русском направлении? Неужели Закон о сожительстве? Я думаю, что все-таки в большей степени перелому поспособствовали не секс-меньшинства, а центристы и социал-демократы вместе со своим электоратом. После сенсационного избрания Яны Тоом в Европарламент, после того, как Евгения Осиновского не только посадили в кресло министра образования, но и робко замахнулись им на премьерское кресло, и ничего – Эмайыги не повернула вспять, Тоомпеа не зашатался, – и остальные партии стали смелее поворачиваться к русской аудитории.
Стоит одному начать играть по-крупному, как остальные подтянутся. И в этом плане выдвижение Максима Рогальского и Виктории Ладынской можно рассматривать, как явление позитивное, если не для самих кандидатов, то для общественного настроя в целом уж точно.