Власть № 4. Писатель Таммсааре следит за тобой

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Какие телодвижения совершает в гробу писатель Таммсааре всякий раз, когда его имя поминает всуе главный соцдем Свен Миксер?
Какие телодвижения совершает в гробу писатель Таммсааре всякий раз, когда его имя поминает всуе главный соцдем Свен Миксер? Фото: Сандер Ильвест

На этой неделе эстонские СМИ рассуждали о саммите Большой двадцатки и начале избирательной кампании, но и о русских не забывали.

Неожиданный поворот: об антироссийской (!) пропаганде пишет в Eesti Päevaleht репортер Ристо Вескиоя: «Что общего у голливудских триллеров “Великий уравнитель”, “Джон Уик” и “Человек ноября”? Плохие парни там – русские». В «Великом уравнителе» и «Джоне Уике» воюют с русской мафией, в «Человеке ноября» Пирс Броснан разоблачает военного преступника, который хочет стать президентом РФ... «Можно сказать, что причины тут политические, или сказать, что это совпадение, но не стоит забывать: кино – очень сильное средство пропаганды. Кто лучше докажет американцам, что Россия – враг, чем Киану Ривз, который сначала говорит по-русски с чудовищным акцентом, а потом мочит русских злодеев?»

Проэстонский или никакой

Не унимается дискуссия о том, стоит ли Эстонии создавать русскоязычное ТВ. В Eesti Päevaleht парламентарий Имре Сооээр предлагает взамен переводить на русский все передачи ETV. И субтитры, и звуковой перевод сделать легче легкого: даже если передача идет в прямом эфире, обеспечить параллельный перевод – не проблема, «в Брюсселе переводчики делают это с утра до вечера». Стоить это будет полмиллиона евро в год – дешевле, чем отдельный телеканал, который к тому же опасен идеологически: «Русскоязычных Рейкопов, Аунасте и Кярмасов (популярные эстонские телеведущие – Н.К.) у нас пока нет. Эти звезды еще только должны зажечься. Но будут ли они проэстонскими, станут ли выражать те же взгляды, что и их коллеги на гостелевидении, – мы не знаем. Есть риск создать параллельное инфопространство, которое будет нести зрителям другие ценности, нежели нынешнее ETV...» А это ведь очень опасно для интеграции!

Редакторам Õhtuleht предложение Сооээра кажется куда более приемлемым, нежели создание телеканала за 2,5 миллиона евро в год, который будет выдавать четыре-пять часов эфира в сутки с осени 2015 года. А пока русские читают субтитры, можно подготовить и своих ведущих – таких, чтобы «говорили о происходящем взвешенно». Что до конкуренции с Россией, так у нас есть преимущество: ETV предлагает рассказ о местной жизни, что интереснее, чем российские новости. «Здесь нам стыдиться нечего, – считает газета. – Конечно, русские с удовольствием смотрели бы передачу Pealtnägija, если бы понимали, о чем речь». Ну а как-нибудь потом можно создать и русский телеканал, чтобы у русскоязычной общины появилась «возможность высказаться, которой не было ни двадцать пять, ни семь лет назад... Если не предложить русским альтернативу, нет смысла жаловаться, что они живут в инфопространстве путинской России».

О том, что новая российская инфосеть «Спутник», в рамках которой информация будет распространяться и на эстонском, станет испытанием для нашей свободы слова, пишет в LP Eesti Päevaleht журналист Кристер Парис: «Когда иностранные журналисты ставят под сомнение твои ценности или существование твоей страны, вынести это непросто. Возникает желание такие высказывания запретить...» Парис опасается, что Эстония может предать свободу слова: у нас ведь есть статья, обещающая три года тюрьмы за разжигание социальной розни, наши власти уже закрывают двери перед Tallinna TV и не пускают в страну российских ученых и журналистов...

Калининграду приготовиться

Что до путинизма, ввиду саммита Большой двадцатки эстонские СМИ писали о печальных перспективах Путина. «Путинская Россия борется с одиночеством», – заявил на страницах Õhtuleht экономический географ Хардо Аасмяэ. К тяготам Путина он относится сочувственно: «Строгий французский президент генерал Шарль де Голль жаловался, что сложно управлять страной, где одних сортов сыра – 246. А как управлять Россией, где до сих пор есть 6000 памятников Ленину и 2000 вечных огней?.. Как бороться с политическим одиночеством?» Белоруссия, Казахстан и Китай ведут себя не совсем как друзья, финансы поют романсы, Калининградская область чахнет, Крым и Приднестровье поглощают российский госбюджет...

Как с этим справится президент РФ? Аасмяэ смело забирается Путину в голову и пророчит: тот наверняка сделает секретное предложение Германии – «Krõm naš, Königsberg vaš!». Калининградская область не будет отделена от России, но, так сказать, вступит в ЕС: местное законодательство сольется с европейским, будет введено евро, на стенах домов появятся таблички с немецкими названиями улиц, граждане ЕС и Кёнигсберга смогут ездить друг к другу без виз, немецкий станет вторым местным языком... Осталось рассказать об этом плане Путину.

В Postimees колумнист Ахто Лобьякас разъясняет политику Путина: это «максимизация великодержавных интересов всеми средствами» а-ля царская Россия. Сегодняшняя РФ по Лобьякасу – страна XIX века, которая оплакивает мир XX века и надеется на технологии XXI века. Наша восточная граница – это граница между эпохами, и нам нельзя поддаваться на провокации, позволять утащить себя обратно в XIX век, там мы проиграем.

В той же газете свое определение России дает фантаст Сийм Вескимеэс: «Это сидящая у газового крана врушка и злюка с тяжелым случаем мании величия; РФ – не государство, а банда подонков с разведшколой за плечами», ну и «дерьмовый сосед» еще. Так что нам надо готовиться к худшему, а еще «подумать, всё ли мы сделали для того, чтобы местные русские выбрали правильную сторону (ведь по меньшей мере самая разумная их часть в состав РФ не рвется)». Спасибо за доверие!..

Патриарх на мусорном ящике

На этом фоне наши политики начали предвыборную кампанию, причем досрочно. «Кадриорг еще не провозгласил парламентские выборы – до 21 января, когда официально начнется кампания, больше двух месяцев, – пишут редакторы Postimees. – Партии, конечно, так долго терпеть не могут». Реформисты призывают идти «уверенно вперед», и этот лозунг газета называет потрепанным: в 2005 году его использовал на местных выборах Исамаалийт.

«Социал-демократы сумели удивить. Плакаты с Антоном Хансеном Таммсааре, Эдуардом Вильде, Фридебертом Тугласом и другими заставляют пожать плечами: что у этих исторических деятелей общего с соцдемами в Эстонии в 2014 и 2015 годах?.. Центристы из больших пушек пока не палят и представлены в основном плакатами мюзикла “Сависаар”. Плюс автобусная кампания, показывающая красивые молодые лица».

По плакату с Таммсааре, которому выпало сомнительное счастье стать товарищем Свена Миксера, не прошелся только ленивый. В Postimees таммсааревед Маарья Вайно пишет о том, что писатель принадлежит всему народу и «захват» Таммсааре одной партией означает, что соцдемы не понимают, что такое эстонские ценности. В Õhtuleht появился пародийный плакат Андреса Варустина: мрачный мужчина на красном фоне и подпись «Ээссааре Ааду, писатель с 1884 года». Ээссааре Ааду – псевдоним Яна Анвельта, пламенного революционера и предка Андреса Анвельта, соцдема и министра юстиции.

«Кого бы выбрал Таммсааре? – спрашивают редакторы Õhtuleht. – Лепя патриарха эстонской литературы на мусорные ящики, партия, надо думать, сообщает о возможности социал-демократии с человеческим лицом. Если через почти четверть века после восстановления независимости соцдемы проповедуют азбучные истины, возникает вопрос: что они делали все это время – и почему они не говорят о насущных проблемах?»

Досталось на неделе и другим партиям, в том числе реформистам за ролик с премьером на военной базе Эмари. Черту подводит журналист Прийт Симсон в Eesti Päevaleht: «Реформисты пытаются захватить истребители, центристы – автобусы, соцдемы – покойников. Ничто из перечисленного партиям не принадлежит, и от писателей в этой сфере проку меньше всего».

Наверх