Министерство образования заставит сидеть за школьной партой до 18 лет

Тийна Кауквере
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
О том, что наше образование ждут перемены, министр образования и науки Евгений Осиновский заявил еще на пресс-конференции, посвященной началу нынешнего учебного года. Плакат за его спиной сообщает, что в эстонской школе грядут перемены, долгосрочной целью которых является обеспечение равного доступа к получению образования.
О том, что наше образование ждут перемены, министр образования и науки Евгений Осиновский заявил еще на пресс-конференции, посвященной началу нынешнего учебного года. Плакат за его спиной сообщает, что в эстонской школе грядут перемены, долгосрочной целью которых является обеспечение равного доступа к получению образования. Фото: Сандер Ильвест

Министерство образования и науки разработало программу, в соответствии с которой обучение после окончания основной школы становится обязательным вплоть до достижения совершеннолетия.

В настоящее время обязательным является лишь получение основного образования. Если же учащемуся исполняется 17 лет и он так и не сумел окончить основную школу, учреждения образования более не обязаны держать его в школе.

В прошлом году удельный вес людей в возрасте от 25 до 64 лет, не имеющих специального образования, составил в Эстонии 29,6%, то есть всего более 200 000 человек. Проблемой остается и значительный отсев из профессиональных училищ, в которых в среднем 20% учащихся прерывает свое обучение.

Найдут и научат

Министр образования Евгений Осиновский (СДПЭ) полагает, что проблему могло бы смягчить продление срока обязательного школьного обучения. Одним из вариантов было бы продление срока обязательного обучения на один год, то есть вплоть до момента достижения учащимся совершеннолетия. Это значит, что учащийся моложе 18 лет, окончивший основную школу, должен поступить в профессиональное училище или в гимназию.

По утверждению Осиновского, это не привело бы к созданию новых учебных мест, поскольку уже сейчас в образовательных учреждениях страны учебных мест больше, чем учащихся. Местные самоуправления отвечали бы за то, чтобы для каждого учащегося было место в основной школе, однако после окончания основной школы, согласно программе, ответственность за продолжение образования учащимися в большей степени должно будет взять на себя правительство.

Программа министерства предусматривает, что с сентября этого года приступившие к работе в уездах центры Rajaleidja, курируемые целевым учреждением Innove, будут играть все более важную роль, предлагая услуги по консультированию в области планирования карьеры и обучения. «Эти центры могли бы стать координаторами выполнения всеобуча после завершения курса основной школы», – пояснил Осиновский.  

«В случае, если  учащийся не справляется с учебой в профессиональном училище или гимназии, и учебное заведение хочет его исключить, оно предварительно ставит об этом в известность центр Rajaleidja. Центр принимает имеющего проблемы с обучением молодого человека – предлагает ему консультирование по планированию карьеры и обучения, а также подыскивает место, где он мог бы продолжать обучение», – пояснил Осиновский.

По сути, центр Rajaleidja должен отвечать за то, чтобы молодой человек получил образование, соответствующее его интересам.

Если учащийся выбрал специальность, которая все-таки ему не подходит или же переоценил свои силы, ему должна быть обеспечена возможность поменять место обу-чения.

Информацию о том, выполняет ли учащийся свои обязанности и посещает ли учебное заведение, по словам Осиновского, центр получит путем сопоставления данных регистра народонаселения и образовательной инфосистемы (EHIS). «Если молодой человек не значится в системе образования, то центр Rajaleidja в сотрудничестве с местным самоуправлением должен будет разыскать этого молодого человека», – пояснил Осиновский.

Министр отметил, что сейчас у нас тех, кто после основной школы вообще нигде не продолжает свое обучение, всего три процента. Изменения, по его словам, коснутся и тех молодых людей, которые прервут свое профессиональное обучение.

«Высокий процент отсева из профессиональных училищ отчасти обусловлен тем, что образовательные учреждения относились к учебной деятельности по такому принципу, что, мол, мы предлагаем уроки, а молодежь должна сама решать, приходить на них или нет. Часто это не работает, и молодые люди остаются не у дел».

Соответственно необходимо было бы сделать обучение более интересным и приближенным к практике – более активно внедрять менторское обучение, что означает прохождение половины учебной программы непосредственно на рабочем месте.  

Представитель объединения руководителей школ директор Тартуской гимназии Яана Поска Хелмер Йыги согласен с тем, что тема эта действительно очень важная. «Школы сталкиваются с тем, что у учащихся низкая мотивация», – подтвердил он. Также Йыги отметил, что многим учащимся учебная программа не под силу.

«У нас, может быть, всего того, что пытаются предложить учащимся, даже слишком много, и тут возникает, так сказать, защитный барьер. Мы слишком сильно ориентированы на оценивание. У детей могут быть даже хорошие результаты, но они чувствуют себя в школе несчастными», – считает Йыги.

Как решит общество

Бывший министр образования и науки Яак Аавиксоо (IRL) полагает, что продление срока обязательного обучения не поможет. «Проблема в том, что обучение ведется неинтересно и оторвано от практики. Молодые люди полагают, что они гораздо быстрее приобретут знания в процессе работы», – сказал Аавиксоо.

Союз ученических представительств Эстонии считает целесообразным повышение возраста, до которого будет действовать требование всеобуча, до 18 лет, поскольку это будет мотивировать учащихся приобретать среднее или профессиональное образование.  

Комментарии
Copy
Наверх