Десять лет на линии фронта

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Офис клуба FrontLine находится в Таллинне, на улице Нылва, 13b. Это три комнаты, каждая является частью полноценного военно-исторического музея. Экскурсии проводит руководитель клуба Андрей Лазурин.
Офис клуба FrontLine находится в Таллинне, на улице Нылва, 13b. Это три комнаты, каждая является частью полноценного военно-исторического музея. Экскурсии проводит руководитель клуба Андрей Лазурин. Фото: Пеэтер Ланговитс

Военно-исторический клуб FrontLine отметил знаменательную дату. 13 декабря исполнилось ровно десять лет с того дня, как FrontLine, известный многим любителям истории, а также жителям разных городов, посещавшим красочные реконструкции боев Второй мировой войны, добился официальной регистрации.

Руководитель клуба Андрей Лазурин вспоминает, что на самом деле клуб появился несколько раньше – молодых людей, живо интересующихся военной историей, в Эстонии оказалось много, постепенно увлечение помогло создать крепкую и дружную команду, но именно 13 декабря клуб считает своим настоящим днем рождения, поскольку в этот день десять лет назад компания фанатов стала полноценным официальным клубом, с регистрационным номером, банковскими реквизитами и названием: FrontLine.

«С одной стороны, слово на иностранном языке – это наша дань уважения союзникам из других стран. С другой стороны, „Линия фронта” – это реальное отражение выбранного нами направления деятельности – мы интересуемся войной, в первую очередь Второй мировой, и, в-третьих, несмотря на то, что наш клуб не играет в политические игры, мы все равно часто оказываемся на линии фронта. Впрочем, в этом смысле у нас все в порядке: мы дружим со всеми, поскольку история должна не разделять, а учить и объединять», – объяснил Лазурин.

Как мы уже неоднократно писали, клуб FrontLine, активными членами которого являются как русскоязычные, так и эстоноязычные жители Эстонии, занимается поисковой деятельностью. В Эстонии осталось немало не исследованных археологами мест, где проходили ожесточенные бои. До сих пор военные историки находят безымянные захоронения солдат как красной, так и немецкой армий. По найденным вещам пытаются установить личность солдат. А после происходит торжественное перезахоронение: или в Эстонии, преимущественно на Маардуском кладбище, нередко – в Синимяэ, или на родине бойца: в России, на Украине, в Белоруссии.

Лазурин говорит: «Самая большая удача – если нам не только удается установить имя найденного бойца, но и разыскать его родственников. К сожалению, такое возможно не всегда, но когда удается найти родных, рассказать им историю солдата и похоронить его в присутствии родственников, это настоящее счастье».

Вторая часть работы – организация фестивалей и участие в них. Военные реконструкторы пытаются на практике восстановить картину реального боя на тех самых улицах или в тех самых лесах, где он шел много лет назад. К примеру, жители Валга каждый год становятся свидетелями красочного шоу, которое в течение многих лет, вместе с другими помощниками организовывал FrontLine, показывая разные сражения Второй Мировой войны. В последние два года такой же крупный фестиваль клуб начал проводить на острове Сааремаа.

Большую работу ведут члены клуба с ветеранами Второй мировой войны. И это не только помощь в формировании и доставке на дом продуктовых подарков к праздникам, но и сбор уникального видеоархива. «Ветераны уходят, и мы должны успеть записать рассказы непосредственных участников тех событий, чтобы новое поколение могло узнать правду о  войне не только по учебникам, но и из первых уст. На сегодня мы имеем почти 200 дисков с рассказами участников войны, живущих или живших как в Эстонии, так и за ее пределами».

А недавно члены FrontLine нашли себе еще одно благородное занятие – они стали донорами: «Мало восстановить и сохранить историческую память, нужно помогать и живым. Кровь нужна, чтобы спасти человека, почему бы нам не сделать и это?»

Десять лет – это возраст, когда все еще впереди. А история – дело такое: чем больше в ней роешься, тем интереснее становится. Желаем фронтлайновцам еще многих лет работы и удачи.

Ключевые слова

Наверх