Нарвитянину вернули права на сына

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Отец и сын. Иллюстративный снимок.
Отец и сын. Иллюстративный снимок. Фото: PantherMedia/Scanpix

Два месяца назад («ДД» 04.10.14) наша газета писала  о молодом отце из Нарвы, оказавшемся в абсурдной ситуации: почти два года молодой мужчина растил родного сына, не имея на это никаких прав, так как формально отцом ребенка числился другой человек.

Напомним суть истории: Александр жил в свободном браке с молодой женщиной из Таллинна. Когда его спутница жизни  забеременела, выяснилось, что, во-первых, она недееспособна и находится под опекой таллиннских властей, а во-вторых, замужем за человеком, давно исчезнувшим из ее жизни и покинувшим Эстонию. Родившийся в срок здоровый малыш формально оказался сиротой: мать недееспособна, ее официальный супруг, автоматически вписанный в свидетельство о рождении в качестве отца, – неизвестно где.

Фактически же у малыша уже была любящая семья, готовая о нем заботиться: родной отец и бабушка с дедушкой. Александр растит сына с момента его рождения, есть результаты ДНК-теста, подтверждающие его биологическое отцовство. Но  история с получением родительских прав растянулась почти на два года: вначале отец обратился к платному юристу, но суд не удовлетворил составленный им иск, затем было подано ходатайство о бесплатной юридической помощи от государства.  Но и второй иск суд тоже отклонил.  Почему простое с житейской точки зрения дело юридически оказалось столь сложным?

Проблема разрешилась

Чтобы понять это, автор статьи вместе с Александром побывал на приеме у назначенного ему государством юриста – помощника присяжного адвоката Андрея Матвеева, но тот от каких-либо заявлений для прессы категорически отказался. Выяснилось, что это была его первая личная встреча с клиентом, до тех пор общение велось только по телефону. Решение Вируского уездного суда Матвеев обжаловал, но клиента не обнадежил, отметив, что подобные дела тянутся годами, и предложив Александру параллельно подать иск на установление опекунства.

Наша газета обратилась в Эстонский союз защиты детей с вопросом, чем еще можно помочь Александру. Молодому человеку посоветовали обратиться в Эстонскую адвокатуру с просьбой осуществить надзор за качеством оказанной ему государственной юридической помощи, что и было сделано.

Но через месяц Тартуский окружной суд отменил решение суда первой инстанции и вернул иск в Вируский уездный суд на пересмотр. Окружной суд указал, что уездному суду следовало разъяснить истцу, какие иски и против кого ему следует представлять, а вместо того, чтобы отклонять иск об установлении отцовства (в том числе и на основании того, что вместо подписи истца на документе стояла подпись его представителя), суд  должен был разъяснить это Александру и дать ему время для устранения нарушения.

Повторное рассмотрение иска в Вируском уездном суде состоялось уже без участия государственного юриста: еще до заседания суд принял решение, что истец способен в данном деле самостоятельно защитить свои права, поскольку происхождение ребенка на основании ДНК-экспертизы установлено. Судебное решение вместе с резолюцией уместилось на трех страницах: признать Александра отцом и внести соответствующие изменения в акт о рождении ребенка и в Регистр народонаселения.

Сестра Александра рассказала газете, что долгожданное решение обрадовало всю их семью: «Приятно было смотреть на брата – впервые за много месяцев он начал улыбаться и шутить». Через несколько дней  уже и сам отец  рассказал «ДД», что назначенный ему бесплатный юрист просит отозвать заявление из Эстонской адвокатуры и, пожалуй, он так и поступит: «Юрист говорит, что раз решение вынесено в мою пользу, он все сделал правильно».

А сомнения остались

«ДД» получил от канцлера адвокатуры Кристель Вольтенберг следующий ответ:  «8 ноября Александр представил жалобу в суд чести Эстонской адвокатуры на деятельность помощника присяжного адвоката Андрея Матвеева,  13 ноября на заседании суда чести было принято решение начать соответствующее расследование. Но 1 декабря в Эстонскую адвокатуру поступило подписанное Александром заявление, что он не имеет претензий по отношению к адвокату Андрею Матвееву, после чего расследование суда чести было прекращено».

Мы поинтересовались у канцлера, как часто поступают жалобы на качество государственной юридической помощи по стране в целом и из Ида-Вирумаа в частности, поскольку нередко приходится слышать о  нехватке в уезде квалифицированных юристов. Статистика следующая: в 2013 году в суд чести было представлено в общей сложности 132 жалобы, из них 61 – по поводу государственной правовой помощи, и из них 12 – на деятельность адвокатов, которые работают в Ида-Вирумаа.

В 2014 году суд чести получил 126 жалоб, из них связанных с государственной правовой помощью – 80,  из них по Ида-Вирумаа – 12. Всего в настоящий момент государственную юридическую помощь имеют право оказывать  24 ида-вируских адвоката.

Наверх