«В Италии это невозможно!» – воскликнул журналист Джульетто Кьеза после того, как наши стражи порядка несколько часов продержали его в кутузке, обещая депортировать из Эстонии.
Необычайные приключения итальянца в Эстонии
Спасло итальянца вмешательство его посольства, которое моментально забило тревогу: пока Кьеза пребывал за решеткой, в Риме местный МИД вызывал на ковер эстонского посла. Сразу после этого кто-то здесь испугался – и, по словам Кьезы, депортацию в течение 48 часов спешно заменили требованием покинуть Эстонию в последующие 29 дней.
Это было в понедельник, 15 декабря. Поскольку Кьеза так и так собирался уезжать из Эстонии во вторник, он выполнил предписание эстонских властей поневоле. По иронии судьбы Кьеза направил стопы в Москву, за связи с которой его, вероятно, и не любят.
Без оговорки «вероятно» не обойтись: мы не знаем, что такого имеет против итальянца эстонское государство, решившееся, наплевав на европейское гражданство Кьезы и собственную репутацию, выслать его из страны-члена Европейского союза. Без предъявления обвинений, вообще без каких бы то ни было объяснений. Невзирая на то, что свободное передвижение по территории ЕС граждан входящих в него стран есть одна из четырех основных свобод, на которых этот самый ЕС в принципе зиждется...
Несколько часов одиночества
Джульетто Кьеза приехал в Таллинн в понедельник по приглашению клуба «Импрессум», чтобы вечером выступить в гостинице Meriton Grand Hotel на тему «Стоит ли Европе бояться Россию?». За пару часов до начала выступления в тот же отель наведалась полиция (обычная, а не КаПо). Кьеза отдыхал, когда к нему в номер постучались полицейские, потребовали немедленно собрать вещи и ехать с ними.
Итальянец успел позвонить жене, сыну и послу. Вскоре у него отобрали телефон, а также галстук и ремень (видимо, чтобы ненароком не повесился в камере) и посадили за решетку. Кьеза попросил у полицейских ручку, чтобы на досуге сочинить что-нибудь, но ему отказали. Правда, вручили книгу – роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» на испанском. Кьеза с радостью использовал эту возможность, чтобы подучить испанский. Вспоминается Владимир Набоков – не писатель, а его отец, один из лидеров партии кадетов: когда после очередной революции его посадили в тюрьму, он учил там итальянский язык.
Кстати, претензий к полиции у Джульетто Кьезы нет: с 74-летним журналистом обращались предельно корректно. Правда, главной бумаги, в которой написано, кем и почему принято решение о депортации, Кьезе так и не дали. Благодаря послу он уже в десять вечера был на свободе. Выступление, понятно, было сорвано.
Зато началась медийная эпопея: новость о задержании гражданина ЕС в стране ЕС появилась и в итальянских СМИ, и, разумеется, в российских. Россияне местами врали – скажем, по ПБК говорили, что Кьезу в Москву депортировали, что неправда; куда именно выслали бы итальянца, если бы до этого дошло, мы, к счастью, не знаем. Так или иначе, об Эстонии заговорили. Пусть на фоне терактов в Сиднее и Пешаваре новость о Кьезе прошла сравнительно незаметно, но все заинтересованные лица выжали из нее максимум полезности. Имидж Эстонии оказался основательно подпорчен.
Мы ЕС или где?
Понятно, что приключения Кьезы следует рассматривать в контексте необъявленной войны государства с медиаклубом «Импрессум», который, как писала в своих ежегодниках КаПо, работает в интересах России, являясь пропагандистским и антиэстонским. Одна беда: законов ЭР «Импрессум» и его гости ни разу не нарушили.
Что не помешало нашим властям завернуть уже трех россиян, которые ехали в Таллинн на мероприятия клуба: политолога Владимира Жарихина, военного эксперта Игоря Коротченко, академика Валерия Тишкова. Схема стандартная: принимается решение о запрете на въезд, и – «тавай», как любят тут у нас говорить. Тишков, вдобавок обозванный «скотиной», обжалует запрет в судебном порядке, его жалобу уже принял в производство Таллиннский административный суд.
Проколовшись три раза, «Импрессум» сменил тактику и стал приглашать гостей не из России. Сначала – французского журналиста Димитрия де Кошко. Прокатило. То ли власть замешкалась, то ли де Кошко не выглядел угрожающе. Затем клуб пригласил Джульетто Кьезу, и тут власть, опомнившись, вновь сделала стойку.
Кьеза – бывший евродепутат, коммунист, политик, русофил, конспиролог, утверждающий, что теракт 9/11 организован совсем не «Аль-Каидой», и обвиняющий СМИ Запада в том, что те сговорились не рассказывать народу правду о событиях на Украине... Как такого не депортировать?
Между тем Кьеза, как можно судить, абсолютно чист перед эстонской Фемидой. Решение о его депортации доказывает, что эстонские власти действуют не по закону; что наше государство способно плюнуть на права человека, если этот человек – инакомыслящий; короче говоря, что Эстония – вовсе не европейская демократия. Да, взгляды Кьезы могут вам не нравиться – но разве не заключена суть истинной демократии в знаменитой фразе «я не разделяю ваших убеждений, однако готов умереть за ваше право их высказывать»?
Как ни парадоксально, Эстония умудрилась ухудшить ситуацию, когда заменила депортацию в 48 часов на требование убраться из страны в течение месяца. Как это выглядит со стороны? А вот так и выглядит: эстонское государство – молодец против овец, но как только ему прищемят что-нибудь по европейским каналам, ситуация сразу меняется на «против молодца и сам овца». Мы не только плюем на фундамент ЕС ради борьбы с инакомыслящими – мы еще и трусы.
И ладно бы нас оправдывали обстоятельства. Но мы – не Украина, никто нас не завоевывает и не пытается. Выступил бы Кьеза в Таллинне (пусть он и пропагандист, предположим) – никакой катастрофы не было бы. И скандала бы не было тоже. И, кстати, никто не дал бы российским СМИ столь веского повода к анти-эстонской пропаганде.
Эстонские ценности против европейских
Анализ «за» и «против» решения о депортации Кьезы в такой ситуации очень прост и недву-смыслен: даже если КаПо право насчет пропагандистской сущности «Импрессума», случившееся с итальянцем вредит Эстонии куда сильнее, чем любое мероприятие клуба. Кьеза ведь журналист, и не простой, а со связями в высших эшелонах европейской власти, и молчать он не будет. Кто-то в Эстонии сделал все, чтобы крепко навредить имиджу страны.
Кто именно? Почему этот человек или эти люди не понесут ответственность за произошедшее? На месте политиков, которые действительно радеют за Эстонию, я поинтересовался бы также, на кого эти люди могут работать. Нам не нравится восточный сосед? Пусть так, но задержание Кьезы – это действие в интересах как раз российской пропаганды. Словно бы и не власть приняла это решение, а какая-то пятая колонна!
С другой стороны, этот прецедент открывает дорогу другим неевропейским кошмарам: если можно взять и выслать из страны гражданина ЕС, почему нельзя выслать отсюда гражданина Эстонии? Просто потому, что не нравится он нашим властям. Чем мы все лучше, в самом деле?
Как сказал Джульетто Кьеза на вторничной пресс-конференции, решение о запрете на въезд в Эстонию действует до 12 января 2015 года. «Что будет потом?» – спросил он у стражей порядка. «Потом можете приезжать», – ответили ему. Кьеза твердо намерен воспользоваться этим правом и вновь посетить нашу негостеприимную страну в начале следующего года, чтобы все-таки выступить на мероприятии клуба «Импрессум».
Итальянца можно понять: он хочет посмотреть на реакцию эстонских властей. Поняли они, что наследили по-крупному, или нет? «Я европеец, – говорит он. – Я защищаю интересы Европы и Италии, а не России». Именно: речь идет о защите европейских ценностей, и тем, кто принимал решение о высылке Кьезы, хорошо бы это осознать.