Кредит доверия, выданный режиссеру Питеру Джексону, вычерпан третьим «Хоббитом» до дна: единственное, что может спасти это кино, – (очень дорогая) режиссерская версия.
Хоббит и тринадцать сексуальных гномов
Все-таки Голливуд (в широком смысле слова – коммерческий кинематограф, ориентированный на тонны долларов и попкорна) скотинит человека.
Опупея и ее опупеоз
Одно дело – снять три фильма по культовой трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец», в которой материала хватило бы, пожалуй, и на большее; совсем другое – развернуть на такие же три фильма повесть «Хоббит» объемом где-то в одну шестую трилогии.
Все надеялись, что Джексон с задачей «расширить и углубить» «Хоббита» справится, но червь сомнения не умирал: один фильм – вполне, два, как хотела студия на каком-то этапе, – можно попробовать, но три? Как говорила в бородатом советском анекдоте доярка, повышавшая надои: «Это уже совсем вода будет». Как вариант, можно было насыщать Толкина отсебятиной – но тут появлялась опасность, что в какой-то момента текст покойного профессора воздаст вольному интерпретатору по заслугам.
Первый фильм трилогии, «Нежданное путешествие», вышел скучноватым, но ему всё простили: первый блин все-таки. Второй, «Пустошь Смауга», вышел неожиданно бодрым. Отсебятины и там хватало – не все переварили аттракцион в кузнице, когда гномы пытаются убить дракона расплавленным золотом, а также любовный треугольник в составе эльфа Леголаса, эльфийки Тауриэль и гнома Кили, – но с темпом в этой картине все было в порядке, а обрыв сюжетных линий автоматом списывался на то, что это же середина. Расплачиваться режиссеру пришлось в финальной ленте. «Битва пяти воинств» обещала быть грандиозной... но.
Напомним расклад: экспедиция в составе 13 гномов и хоббита Бильбо при поддержке мага Гэндальфа добралась до заветной Одинокой горы, откуда некогда гномов выгнал жадный дракон, и хоббит, умело используя Кольцо Всевластья, сумел дракона разозлить. Заодно Бильбо, которому везет не по-детски, находит легендарную драгоценность Аркенстон, гномье сокровище, по которому буквально сохнет главный гном Торин Дубощит, мечтающий стать Королем Под Горой.
Часть группировки гномов участвует в штурме горы, оставшиеся прозябают в городе Эсгарот, на который вдруг нападают орды орков. От кошмарных созданий эсгаротцев спасают лесные эльфы под предводительством короля Трандуила, сын которого Леголас неудачно влюбился в деву Тауриэль. Наступление орков, в свою очередь, есть часть масштабного плана по возрождению королевства зла и возвращению великого и ужасного Саурона, с которым пытается бороться Гэндальф...
Гигантские черви против
Надо думать, тем, кто не читал «Хоббита» и не смотрел предыдущие фильмы, тут мало что понятно. Да даже если читал и смотрел! Голливуд это знает – и делает все, чтобы не смутить зрителя: за считанные минуты дракон разрушает Эсгарот, его убивают – и переходят к новой диспозиции. Сосредоточимся на битве! Главное – понять, что это за пять воинств такие:
(а) гномы, включая группировку Торина (на боевых козлах) и армию Даина Железностопа (на боевой свинье), желают возродить свое королевство;
(б) эльфы, ведомые Трандуилом (на боевом лосе), желают получить свою часть сокровищ горы;
(в) люди из Эсгарота, ведомые Бардом, хотят, чтобы Торин выполнил договор, то есть отдал часть сокровищ и им тоже;
(г) орки, ведомые Азогом и Болгом, желают превратить гору в плацдарм, потребный для возрождения Черного Властелина;
(д) разные животные, ведомые магом Радагастом, сражаются за все хорошее против всего плохого.
Означенная битва – одна из двух главных тем третьего фильма. К сожалению, она поражает отсутствием логики. Скажем, орки прибывают на место по туннелям, вырытым гигантскими червями, которых у Толкина нет – эти черви выползли сюда прямиком из «Дюны» Фрэнка Герберта. Достаточно приказать червям подкопаться под эльфов и гномов – и победа будет за орками; но тогда не было бы фильма. Или: Торин со товарищи до поры укрываются в Одинокой горе, потом главный гном решает присоединиться к родичам на поле брани – и Джексон утверждает, что дюжина гномов может переломить исход битвы.
Хуже всего вышло с финалом: уделив много времени схваткам героев (Азог и Торин, Леголас и безымянный орк) и показав удивительный десант медведей, которые без парашютов прыгают на орков со спин летящих орлов, режиссер словно забыл о том, что бой должен чем-то завершиться. Конца у битвы нет, финал безнадежно скомкан.
Вся надежда – на расширенную режиссерскую версию, которая выйдет на дорогущем Blu-ray, как это было и с предыдущими двумя лентами. Отсюда – прямая ниточка ко второй теме: нас предостерегают от «драконьего недуга», который поразил Торина, – привязанности к золоту и прочим материальным ценностям. Когда кино о драконьем недуге снимают люди, пораженные этим недугом в тяжелой форме, стоит ли им верить?
Что остается? Как ни странно, множество зрительниц готово простить Джексону все за «сексуальных гномов», особенно сурового Торина и изящного Кили. Очень хорошо играет хоббита Мартин Фримен, хотя играть ему тут, по сути, нечего. Наконец, есть харизматичный Трандуил на боевом лосе, способном поднять на рога шесть орков за раз... Жаль, профессор Толкин не дожил, правда?