Карьера. Честность по-американски

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Там много - и все честные.
Там много - и все честные. Фото: Любовь Каринг-Мьюэнч

Давать или не давать одноклассникам списывать? Этот вопрос волнует не только школьников, но и родителей. У нас большинство ответит «давать», и это соответствует въевшемуся в наше сознание стереотипу «мы – и они»: «мы» – частные лица, объединенные волей или неволей, а «они» – наши противники – например, школа, коммунальные предприятия, власти...

Там, где властные структуры воспринимаются не как враги, а как справедливые опекуны, все наоборот. В США, в частности, необходимо пройти главный экзамен – на честность.   

Студент со шпаргалкой для нас – привычное явление. И не только для нас. В безрезультатной борьбе с эпидемией плагиата и списывания университеты Великобритании пытаются внедрить американскую систему выявления обманщиков, число которых в вузах страны – 2/3 в каждой группе, что по самым скромным подсчетам на 50% выше, чем в США. А в США студенты боятся не провала, а быть пойманными за руку. Провал для них – это не позор, а тест, выявляющий слабые места в их подготовке.

Установленные однажды этические нормы не ржавеют веками (хотя подсказчик-всезнайка Интернет и внес большую ложку дегтя в этику американского академического процесса). В вузах США не только не списывают, вам попросту не дадут списать! За годы обучения в Америке я успела убедиться в этом лично. А также в том, что попытки списать типичны для студентов-иностранцев да некоторых иммигрантов в первом поколении, не учившихся в американской школе и потому не ведающих о правилах так называемой студенческой чести.

Кодекс чести (Honor Code) внесен в устав большинства вузов, за нарушение его наказывает не единолично администрация вуза, а студенческое самоуправление. В старейшем в США Принстонском университете студентам оказано наивысшее доверие – возможность сдавать письменные экзамены без присутствия в аудитории профессора.   

Это вытекает из жизненной философии американцев. Неотъемлемой частью успеха любого бизнеса является «лицо» каждого работающего. Американское общество убеждено: тот, кто не сумел соблюсти честь смолоду, в будущем нанесет профессиональный ущерб делу и клиенту. Поэтому уже в период обучения в школе проводятся разъяснительные беседы (Honest-Talk), прививающие негативное отношение к обману. Порожден этот феномен жесточайшей конкуренцией. В огромной стране, где нет плановой экономики, неизбежно перепроизводство специалистов, и не каждый сумеет получить работу по специальности.

Соревнование за первенство длиною в жизнь привело к усвоению американцем основного правила – уступает только слабый. Страшнее, чем лузер, характеристики для американца нет. Он не сделает карьеры, не добьется профессионального успеха. Водиться с ним – дурной тон. Дружить стремятся с успешными, а в борьбе не жалеют и не уступают. Но для победы не все средства хороши. Побеждай, но честно.

Время – деньги. Студент тратит максимум возможного времени на подготовку к тесту, экзамену, на выполнение домашних заданий, рассчитывая на как можно более высокий балл. От него зависит стипендия. А значит – шанс получить образование и обеспечить собственное будущее. С чего это вдруг он позволит кому-то своими знаниями воспользоваться, давая списать? Ведь так он уменьшает свои шансы.

К тому же «добрый студент» за «помощь ближнему» рискует многим, вплоть до исключения из университета. Это квалифицируется как академическое групповое преступление, нарушение соглашения между администрацией и студентом в отношении ценности университетского образования. За кражу чужих идей и текстов (отсутствие в работе сноски с указанием, чья цитата, кто автор идеи, фамилии того, кто помогал составить бумагу, включая университетского тьютора), даже если чужие мысли переданы своими словами, в американских вузах строго карают.

Я шпаргалок в США не только никогда у студентов не видела, но даже анекдотов на эту тему не слыхивала. Американцы очень заботятся о собственном имидже. Они никогда не будут рассказывать плохого о своих детях или о проблемах со здоровьем кого-то из членов семьи. Норма – не откровенничать ни с кем и как можно дальше держаться от имиджа вечно ноющего неудачника. А критиковать свою страну перед иностранцами означает не только не быть патриотом, но и признать, что родился не там и живешь плохонько.

Самой большой ошибкой студента-иностранца будет рассказать об изготовлении и применении хитроумных шпаргалок у себя на родине. Вас не просто не поймут: вы предстанете перед всеми не только нечестным человеком, но еще и глупцом, рассказывающим о себе неблаговидные вещи.

Правила студенческой чести в Америке предусматривают наказание с занесением в личное дело студента, вплоть до исключения из вуза. Не только того, кого поймал на списывании профессор, но и тех, кто со своего места в аудитории не мог не видеть манипуляций обманщика, но не пресек их. По-нашему это называется «заложить», «донести», «настучать». Студенческая честь в мои университетские годы в Эстонии выражалась в иной солидарности и в противоположном – презрении к так называемым студентам-стукачам. Нас воспитывали с пониманием, что списывать – это плохо. А давать списывать – это не очень хорошо. Но «доносить» – намного хуже.

Можете не сомневаться, что американский студент, увидевший, что кто-то из сокурсников списывает, доложит: прямо во время теста или в конце лекции подойдя к профессору; сообщив декану факультета лично или по электронной почте. Поступая в вуз, студент дал клятву чести, признав свод правил, основанных на принципах, которые являются характеристикой честного поведения в обществе.

Абитуриенты клянутся: «Я не окажу никому помощи сам и не воспользуюсь чьей-либо помощью во время экзамена», «Я не буду обманывать, красть или терпеть того, кто станет нарушать Кодекс чести», «Я не приму никакой недозволенной помощи ни во время экзамена, ни при подготовке письменных работ», «На каждой моей письменной работе моя подпись подтверждает мою академическую честность – всё результат моего собственного ума и труда»... А вы такую клятву дать сможете?    

Наверх