Во время рекламных кампаний инвестирование средств партиных кандидатов происходит по принципу «сверху вниз».
Деньги на желанный мандат
На выборах в Рийгикогу за каждого кандидата необходимо внести одноразовую ставку минимальной зарплаты, то есть 355 евро. Партии, баллотирующиеся в Рийгикогу полным списком, то есть выдвинувшие 125 кандидатов, должны заплатить в общей сложности 44 375 евро. Еще четыре года назад эта сумма была вдвое больше.
В парламентских партиях сумму залога за всех своих кандидатов вносит партия, в новых партиях и в тех партиях, которые пока еще в состав Рийгикогу не проходили (в том числе и за независимых кандидатов), почти каждый из баллотирующихся должен найти сумму залога в своем кошельке или у своих друзей.
В случае успеха на выборах – если партия преодолевает пятипроцентный барьер – денежный залог возвращается.
Первый поддерживает последнего
По словам Мартина Хельме, баллотирующегося на втором месте в списке Консервативной народной партии Эстонии (Eesti Konservatiivne Rahvaerakond, EKRE), каждый их кандидат должен сам вносить за себя залог. «Если он сам не может, ищет себе спонсора, если и так не получается, значит, помогает округ. У нас также действует принцип, что первые кандидаты в окружных списках могли бы заплатить за последнего в списке, – поясняет Хельме. – Но хотя бы какую-то сумму, пусть даже 50 евро, каждый сам должен внести в сумму залога – ни один человек не может быть просто балластом», – подчеркнул он.
У Свободной партии Эстонии к концу прошлой недели было собрано уже почти две трети от суммы залога. Координатор кампании партии Кюллики Кюбарсепп была уверена, что за неделю, оставшуюся для сбора залоговых средств, вся сумма будет собрана. Большая часть денег поступит от членов партии, но благодаря кампании по сбору средств, развернутой на сайте партии, деньги приходят и от других людей.
«Если человек сам вносит деньги в качестве залога, он более мотивирован к участию в кампании», – полагает Кюбарсепп.
В Свободной партии Эстонии уже подсчитали, что помимо залоговых средств каждый баллотирующийся потратит не менее 100-200 евро. Кюбарсепп планируюет потратить на собственную кампанию до 2000 евро. «Каждый месяц я немного откладываю на непредвиденные расходы – как на личные, так и на общественные нужды – оттуда и возьму, – разъясняет она свои принципы. – Обойтись вообще без рекламной продукции на выборах невозможно».
В т.н. старых партиях всегда немного больше внимания уделяется новым кандидатам, если только они могут выторговать себе особые условия при вступлении в ряды партии. Среди партийных ветеранов это нередко вызывает недовольство.
По словам генерального секретаря IRL Тийта Рийсало, партия предлагает всем кандидатам базовую субсидию, на сумму которой можно приобретать именные рекламные товары, визитные карточки и шариковые ручки. «Эта субсидия составляет менее 500 евро и при наличии хорошей идеи ее можно использовать не на рекламные сувениры, а на кампанию в социальных сетях», – поясняет Рийсало.
Трем первым кандидатам в округе, по словам Рийсало, предоставляется несколько более значительная субсидия. «Первые номера в округах получают еще и плакаты, телевизионные клипы и прочие печатные материалы, отдельная кампания проводится для кандидата в премьер-министры», – перечисляет он. Рийсало уточнил, что большинство кандидатов вносит и свой собственный денежный вклад: «Сообразно возможностям – кто сотни евро, кто десятки тысяч».
По словам генерального секретаря Центристской партии Прийта Тообала, центральное бюро их партии оказывает поддержку наряду с общепартийной кампанией трем-четырем лицам в каждом из округов. «Согласно предложению со стороны округа», – пояснил Тообал. «Некоторые кандидаты и сами покупают большую рекламу, оформление которой разработано партией, но всегда находятся и такие кандидаты, которые сами свою лепту не вносят», – добавил Тообал.
Причина, по которой выдвинутые в конец списка кандидаты тратят свои собственные средства или деньги друзей и знакомых, по словам Тообала, состоит в том, что по округу в Рийгикогу проходят те, кто набирает наибольшее число голосов. Это значит, что кое-кто из кандидатов может в результате серьезных усилий подняться с последнего места в округе по итогам голосования на вторую-третью позицию.
Вклад командных игроков
По словам генерального секретаря Партии реформ Мартина Кукка, их центральная базовая кампания охватывает первые тройки кандидатов по округам. «Но мы надеемся, что все кандидаты и сами внесут свой вклад, – добавил он. – Кого-то мотивирует то, что в списке он где-то в пограничной зоне и при хорошем результате у него есть шанс пройти в Рийгикогу», – отметил Кукк. Кое-кого из командных игроков, понимающих, что сам он, видимо, в Рийгикогу не попадет, мотивирует вносить в кампанию личный вклад стремление серьезно посодействовать улучшению позиций партии.
Волостной старейшина Кыллесте Андрус Сеэме, находящийся в общем списке Партии реформ на 41-й позиции и на 6-й позиции в округе Южной Эстонии, как раз и оказался в той пограничной зоне, в которой рассчитывает за счет серьезной личной кампании пройти в Рийгикогу.
«Если за тобой числятся такие дела, которые люди ценят, то это непременно поможет, но о себе необходимо напоминать и объяснять, почему я готов оставить пост волостного старейшины и перейти в Рийгикогу», – уверен он. «Несколько сотен евро уже ушло на карандаши, а расходы еще впереди – возможно, придется взять отпуск», – размышляет он и прикидывает, что в качестве новоявленного отца семейства мог бы вообще на какое-то время уйти в родительский отпуск.
Членам Рийгикогу, вновь вступающим в битву, не составит труда найти время на проведение кампании, чтобы каждый день стучаться в двери к избирателям или же объезжать всю Эстонию на предвыборном автобусе. Все остальные, кто занят повседневной работой, могут уповать на понимание со стороны работодателя или же действительно на какое-то время взять отпуск.