Сегодня актеру театра и кино Валентину Иосифовичу Гафту исполняется 75 лет.
Актер Валентин Гафт празднует юбилей
Благородный полковник Покровский, остроумный председатель кооператива Сидорин, солдафон и служака Одиноков - в каждой из своих ролей он настолько убедителен, что неволей становится симпатичен зрителю. Однако актерский талант – далеко не единственное, чем может удивить Гафт. Он известен также и как мастер острых эпиграмм.
С судьбой Валентина Иосифовича как-то совсем не вяжутся стандартные актерские истории. Он не рос в семье артистов, не шпионил за родителями "из-за кулис", да и желание посвятить свою жизнь сцене появилось как-то неожиданно. "Мы - родители, сестра и я - жили, как все тогда жили, в общей квартире, в небольшой четырнадцатиметровой комнате, разделенной шкафом. И вот лежу я на тахте и думаю, как сказать им, что нахватал столько двоек в этой четверти? И вдруг решил: буду артистом! С артиста спрос невелик", - признался Гафт в интервью "Российской газете", передает РИА Новости.
Однако попасть в ряды юных артистов оказалось не так уж просто: в школьный театральный кружок Гафта брали с неохотой. Когда же двери школьного театра распахнулись, то первой ролью оказалась женская. Вообще, как рассказывал сам актер в интервью "Известиям", "в школьных спектаклях он всегда играл девочек".
А далее последовала Школа-студия МХАТ, в которую Гафт с легкостью поступил, пройдя три отборочных тура. Причем к поступлению его "готовил" известный киноартист Сергей Столяров, с которым Гафт познакомился абсолютно случайно – в парке. "И вот иду как-то, смотрю, а навстречу идет знаменитый киноартист Сергей Столяров… Я преодолел смущение, подошел к нему и говорю: "Дяденька, не могли бы вы меня прослушать, я в театральный поступать собираюсь". Только я встал в позу и собрался читать стихотворение, как Столяров меня остановил и говорит: "Ну, зачем же здесь? Приходите ко мне домой, я вас послушаю". Я чуть в обморок не упал! Я ходил к Сергею Дмитриевичу домой, готовил с ним стихотворение, прозу и басню для конкурсного прослушивания", - вспоминает Гафт.
Родители Гафта поначалу скептически относились к его артистической деятельности. Когда Валентин Иосифович был еще студентом, отец ему говорил: "Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова – у него и костюм, и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист". А мать, увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", сказала: "Валя, ну какой же ты худой!"
Несмотря на то, что во время обучения Гафт завил о себе как о способном и талантливом актере, в жизни артиста все же случались провалы. Так, к примеру, один из самых курьезных случаев произошел с ним на четвертом курсе. Режиссер Театра сатиры Эраст Гарин попросил Гафта сыграть роль ученого в пьесе "Тень" Шварца. Молодой актер согласился, однако сценарий не прочитал, а репетиций как-то "почти и не было". "Начался спектакль. Я перепутал актрис и повернулся не в ту сторону. Произношу монолог, а мне говорят: "Не туда!" В этот момент подо мной проломился балкон, и я повис над оркестром. После такого провала в Театр сатиры меня отказались брать не только актером, но даже электриком", - цитируют слова актера peoples.ru.
Окончив Школу-студию МХАТ, Гафт оказался на сцене театра Моссовета, которым на тот момент руководил Юрий Александрович Завадский. "Впервые я вышел на сцену Театра Моссовета в роли какого-то итальянского мальчика, правда, в замечательной компании - с Марецкой и Пляттом. Первая рецензия на этот спектакль начиналась как раз с того, что мальчики ужасающие, зато мама и дядя очень хороши", – вспоминает актер.
Позже, когда Гафт уже был актером Театра на Малой Бронной и играл в одном из спектаклей, он увидел в кулисах Завадского. "Я похолодел. После спектакля Юрий Александрович подошел ко мне и сказал, что я молодец, что делаю успехи и что из меня выйдет толк", - рассказывает Гафт.
И действительно, его успехи не могли остаться незамеченными. После Театра на Малой Бронной Гафт перешел к Андрею Александровичу Гончарову, про которого как-то сказал, что это его "первый режиссер". А затем наступил один из самых важных этапов в жизни актера: он перешел в труппу Театра имени Ленинского комсомола под руководством Анатолия Васильевича Эфроса. Именно опыт, полученный у Эфроса, и послужил началом яркого творческого пути актера.
Уже после Эфроса родились такие роли, как граф Альмавива в спектакле "Женитьба Фигаро", поставленном на сцене Театра Сатиры. А затем наступила пора "Современника", и с этим театром жизнь актера связана и по сей день. Именно из стен "Современника" вышел его Лопатин (спектакль "Из записок Лопатина"), Вершинин ("Три сестры"), Городничий ("Ревизор"), писатель Рахлин из пьесы В. Войновича и Г. Горина "Кот домашний средней пушистости" и др.
Среди множества его киноролей особенно запомнились те, которые были созданы совместно с Эльдаром Рязановым: благородный полковник из телефильма "О бедном гусаре замолвите слово...", председатель гаражно-строительного кооператива Сидорин из "Гаража", солдафон и служака из "Забытой мелодии для флейты", вожак бомжей по кличке "Президент" из трагикомедии "Небеса обетованные", пишет peoples.ru.
Одна из последних его работ – роль политзаключенного в фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2". "Героя Никиты привозят в тюрьму. А мой персонаж читает книгу. Михалков спрашивает: "Какая у меня статья?" Я, пролистывая страницу, отвечаю: "Это ерунда. Это не расстрел". Вот и все. Но это такое счастье - сыграть маленький эпизод у хорошего режиссера!" – говорит Гафт.
Как признается актер, с режиссерами ему всегда везло, правда, бывало и так, что от некоторых ролей отказывался, о чем позже неоднократно жалел. "…Сам отказался когда-то сниматься у Захарова в "Мюнхгаузене", у Данелии в "Кин-дза-дза", и очень об этом жалею. Володя Машков приглашал меня во МХАТе играть "Номер 13", и я тоже отказался", - рассказывает артист.
Однажды критик Борис Покровский сказал про Гафта: "Я редко встречал человека, более недовольного тем, что он делает". Артист же в одном из интервью на вопрос о том, действительно ли ни одну из своих ролей не считает удачной, ответил: "Mожет быть, я сам виноват - надо было играть лучше, а не вышло. Я вообще в кино не очень умею сниматься. "На всю оставшуюся жизнь" и "Таня" - вот две работы приличные. У Рязанова иногда у меня что-то получалось".
Гафт известен не только как талантливый актер, но и как автор острых, порой даже ядовитых, эпиграмм. Началось все с шуточных четверостиший для друзей и коллег:
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.
А позже вышел уже целый сборник сатирических стихотворений. Как-то раз актер рассказал историю о том, как один театральный обозреватель заявил, что на спектакль "Пигмалион" ходить не стоит: "там плохо играют артисты В. Гафт и Е. Яковлева. Гафт не умеет любить, а Яковлева не научилась ходить по сцене". После этого родилась очередная эпиграмма: "Как столб относится к собакам. Так отношусь я к критикам-писакам".
Друзья без внимания гафтовские эпиграммы не оставляют, и сами не прочь порой сочинить ответный стих. Однако, как признается сам артист, лучше всех его суть разгадал Ролан Быков:
Что такое Гафт
Вряд ли кто поймет.
Гафт - это, наверное,
Факт наоборот.