Мнение. Он не умел жить вчерашним днем

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Фото из личного архива

1 сентября не наполнился голосами школьный двор. Не прозвенел первый звонок. И учителя не повели учеников в классы, потому что некому и некого было вести. Частная гимназия Владимира Корниенко, успешно работавшая в течение 18 лет, год назад прекратила свое существование.

И, вопреки всем надеждам, уже никогда не возродится: ее основатель Владимир Корниенко пережил свою школу ровно на год, отдав ей больше, чем свой талант, человеческий, педагогический, организаторский, – свою жизнь.

Такой школы, какой была Частная гимназия Владимира Корниенко, в наших широтах не было, нет и, полагаю, не будет. Для этого нужен человек, способный ее создать, выпестовать, сделать не просто хорошей – самой успешной. Большинство из тех, кто знал Владимира Корниенко, уверены: этот дар ему был дан свыше.

Но мало кому известно, что Владимир Корниенко, историк по образованию, создатель уникальной гимназии, а до этого самый молодой директор школы в нашей республике, довольно долго считал педагогику не своей стезей. Он собирался заняться научной деятельностью, пробовал себя в разных областях, менял места работы. Но судьба, категорически не позволив ему разминуться с призванием, властной рукой привела в школу.

Он был великолепным, всесторонне образованным, парадоксально мыслящим педагогом. Когда преподаешь такой расплывчатый предмет, как современная история, и такой сомнительный, как обществоведение (сейчас он называется иначе, но какая, в сущности, разница!), завоевать уважение учеников очень сложно. Корниенко и не завоевывал – он просто разговаривал с ними, делился знаниями, учил самостоятельно строить умозаключения.

И обычно недоверчивые, колючие подростки внимали своему учителю совсем как восторженные девушки из студенческого общежития на Новоизмайловском проспекте в Питере, поголовно влюбленные в Володю Корниенко. Едва заслышав знакомые переборы гитары, они стягивались со всех девяти этажей к комнате 149 и с замиранием сердца слушали в его исполнении песни Окуджавы, Галича, Кима…

…В августе 2008 года газета Postimees писала: «В рейтинге по результатам госэкзаменов впереди старые знакомые – среди эстонских школ это Таллиннский французский лицей, гимназия Хуго Треффнера и Таллиннский анг­лийский колледж. Среди русских школ – частная гимназия Владимира Корниенко».

И далее: «По словам Владимира Корниенко, его школа, в которой всего один классный комплект, уже пятый год находится в десятке лучших по результатам государственных экзаменов, но в этот раз поставила личный рекорд, показав среди школ, дающих образование на русском языке, наилучший результат».

Но в следующем учебном году школу начали сотрясать события, в результате которых она была разрушена. Родители многих учеников осознали случившееся только тогда, когда эта цель была успешно достигнута. «Ах, если бы Владимир Иванович не молчал, если бы все нам объяснил, если бы сказал – останьтесь, все будет в порядке, мы бы ни за что не забрали своих детей!», – говорили они.  

Наша дружба с Володей Корниенко, по своей продолжительности примерно равная возрасту этих родителей, дает мне право утверждать: это было исключено. Володя никогда никого не удерживал, не просил остаться, а переживания загонял вглубь сердца – своего сердца. Просто он не умел жить вчерашним днем. И совсем не случайно его гимназия работала по программе «Школа завтрашнего дня» – он и сам так жил. 

С горечью приходится констатировать: Частная гимназия Владимира Корниенко уже никогда не возродится. Но, скорбя и помня, хочется верить в то, что его дело продолжат дети. Или ученики. И у нас в городе появится школа имени Владимира Корниенко, замечательного педагога, основоположника частного образования в Эстонии.

Copy
Наверх