О том, как и что говорит наша молодежь, знает каждый, у кого есть уши. Говорит она плохо. И дело даже не в матерных словах, которые сегодня воспринимаются как само собой разумеющееся. Все больше из уст наших деток вылетают слова с неправильным ударением, непонятного значения или иностранного происхождения, которые вполне можно заменить русскими.
Письмо читателя: Спасите наши (д)уши
Детки, естественно, растут, и их словарный запас расширяется. Отсюда бесконечные «круто», «типа», «я в шоке», «бред», «отпад», «убираться» (в значении «делать уборку»), «блин», «урод» и т. п. Факторов, способствующих чистоте русского языка, очень мало, а способствующих его засорению – сколько угодно. К последним относится и телевидение: как наше «типа русскоязычное», так и российское. То, что порой звучит с экрана, вызывает не только недоумение, но и смех. Вот лишь некоторые образцы изящной «словесности», прозвучавшие на различных каналах и в различных передачах.
- «В церемонии открытия приняло участие семь тысяч человек и пять тысяч гимнастов» (05.07, ПБК, «Новости Эстонии», далее – «НЭ»)
- «Будут показаны фильмы, показывающие...» (08.04, ПБК. «НЭ»)
- Основная сложность заключается в том, что очень сложно...» (01.04, ПБК «НЭ»)
- «Вопрос вносился в Думу по этому вопросу (24.04. TVC)
- «Во всяком случае, случайных людей на митинге не было» (03.04, ПБК, «НЭ»)
- «Книжка примерно более-менее о том, что...» (06.05, ПБК, «НЭ»)
- «Единственный (вместо «единый») билет на все виды транспорта» (13.05, ПБК, «НЭ»)
- «Стороны готовы продемонстрировать готовность» (01.04, ПБК, «НЭ»)
- «Странная идея, как ни странно, принадлежит...» (16.06, РТР «Планета»)
- «Не обращайте внимания на мои обращения» (02.04, ПБК, «Что? Где? Когда?)
- «Дефиниция образования» (10.05, ЕТV-2, дискуссия на тему образования)
Свою скорбную лепту вносит и радио. Еду на машине, слушаю рассказ о репертуаре театра «Эстония». «Опера «ТоскА», – звучит из динамика. Звоню на радиостанцию. Девушка, снявшая трубку, искренне не понимает, в чем дело. «Я тоже думала, что опера называется «ТоскА», – говорит она. И невдомек ей, что речь идет о всемирно известной опере Пуччини «ТОска».
Все приведенное мной – лишь немногие, случайно выхваченные из огромного потока информации перлы. Так и хочется сказать: «Мальчики и девочки, дяди и тети, не позорьтесь! Возьмите словарь, проверьте ударения, а потом прочитайте перед эфиром вслух то, что вы несете. Ей-богу, это принесет пользу и нам, и вам самим». А то так и будет – «уровень вещания ниже всякого уровня».