Точно как в утробе матери

Ханнели Руди
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Руководители Wolfprint 3D Каспар Тири и Тимму Тыке.
Руководители Wolfprint 3D Каспар Тири и Тимму Тыке. Фото: Эрик Прозес

Фирма Wolfprint 3D предлагает родителям увидеть своего еще не родившегося ребенка в трехмерном изображении.

«Мы хотели сделать что-то, что будет интересно не только инженерам и архитекторам, но и обычным людям», – говорит Тимму Тыке (21), создавший фирму Wolfprint 3D, рассказывая о том, как родилась идея делать с помощью технологий 3D-печати трехмерные изображения и модели.

О потребности в 3D-модели плода они узнали от доктора Марека Шойса, возглавляющего фирму Loote Ultraheliskriining (ультразвуковой скрининг плода) – он искал в Эстонии фирму, которая могла бы изготовлять на основе ультразвуковых снимков 3D-модели еще не родившихся детей.

С помощью ультразвука

«Нам было интересно решить эту задачу с технической точки зрения», – признается Тыке, фирме которого потребовалось четыре месяца, чтобы создать программное обеспечение, позволяющее преобразовывать данные ультразвуковых снимков в 3D-изображение.

«Такое изображение состоит из 300 слоев, которые накладываются друг на друга таким образом, чтобы можно было создать модель», – говорит Тыке, пытаясь доступно объяснить, как создается реальная фигурка.

По его словам, похожие фигурки делают в Японии, где 3D-модели изготовляют на основе МРТ-сканирования. Использовать ультразвуковые 3D-изображения технически сложнее, поскольку изображение получается на основе звука, отраженного организмом.

«Ультразвуковые данные не являются реальными, и поскольку они не являются точными, нужно было добиться того, чтобы программное обеспечение распознавало нечто, что даже человеку сложно понять», – поясняет Тыке, добавляя, что данные МРТ-сканирования очень точные, но эта технология может нанести вред плоду.

Чтобы сделать трехмерную фигурку еще не родившегося ребенка, используют ультразвуковые снимки, сделанные в период с 28-й до 32-й недели беременности. При большем сроке трудно получить снимки, которые можно использовать для изготовления трехмерного изображения.

По словам Тыке, их техническое решение настолько хорошее, что если у неродившегося малыша уже есть волосы и они видны на снимке, то они отпечатаются и на сделанной из гипса модели.

На вопрос, могут ли родители заказать, к примеру, изображение малыша, сосущего палец, Тыке ответил, что они не волшебники, и могут распечатать только то, что запечатлено на снимке.

А как быть, если по лицу ребенка можно понять, что он совсем от другого родителя, можно ли «тюнинговать» изображение?

«3D-принтер невозможно обмануть, но, может быть, даже неплохо, что о таком обстоятельстве станет известно заранее», – предполагает Тыке.

Трехмерные модели неродившихся младенцев уже не в диковинку, но, как правило, при их изготовлении используют 3D-изображения плода уже на больших сроках беременности. Тимму Тыке гордится тем, что им удалось сделать модель неродившегося ребенка на раннем сроке беременности.

«Нам удалось сделать фигурку на основе 3D-изображений, полученных на 11-12-й неделях беременности. До сих пор никому в мире не удавалось сделать этого», – с гордостью говорит он. Сделать фигурку на таком раннем сроке крайне сложно, ведь плод еще очень маленький, и получить четкое изображение почти невозможно.

Фигурка плода обойдется в 200-300 евро, точная цена зависит от клиник, проводящих ультразвуковое обследование. Хотя в Эстонии УЗИ можно сделать во многих медицинских учреждениях, фирма Wolfprint полагает, что основными клиентами станут не эстоноземельцы, а жители других стран.

«Модели неродившихся детей, сделанные на основе переданных по Интернету ульт­развуковых снимков, мы можем продавать хоть в Бразилию, США или Австралию», – говорит Тыке, полагающий, что такой бизнес вполне может оправдать себя в будущем.

Хотя созданное фирмой Тыке программное обеспечение является уникальным, защищать его патентом он не намерен, ведь невозможно запретить кому бы то ни было получить такой же результат, используя другие решения. Тыке предпочитает не загадывать вперед и думать о том, когда на рынке появятся конкуренты.  Но в том, что это бизнес будущего, Тыке уверен, ведь УЗИ 3D – трехмерные изображения ребенка – пользуются большой популярностью, и многие клиники закупают соответствующее оборудование.

«Мы поддерживаем контакт с одной организацией в Бразилии, клиентами которой являются большое количество клиник», – сообщает Тыке.

3D-принтер – в школы!

Фирма Wolfprint способна создать за месяц на одном принтере 500 фигурок неродившихся детей, но это не предел, был бы спрос.

«Мы возлагаем большие надежды на рынок, если потребуется, закупим хоть 15 принтеров, но сейчас мы об этом пока не думаем», – отмечает Тыке.

Создание фирмы, в основе которой лежат 3D-технологии, требует значительных инвестиций, но о конкретных суммах Тыке предпочел не распространяться, заметив лишь, что на то, чтобы заработать необходимые средства, фирме потребовалось меньше времени, чем планировалось изначально.

Wolfprint работает чуть больше года, до сих пор фирма занималась в основном моделированием недвижимости, 3D-анимацией и некоторыми другими проектами.

«Мы занимаемся всем, в основе чего лежат 3D-технологии», – поясняет Тыке, демонстрируя еще не законченную модель комода, которая делается по заказу реставратора мебели, и еще не построенную квартиру.

По заказу Эстонского национального музея фирма выполнила один из самых крупных заказов. «По глиняным черепкам, предоставленным музеем, мы определяли размеры глиняной посуды и ее внешний вид. Модели распечатывались на 3D-принтере, и на выставке черепки накладывались на модели», – рассказывает Тыке, добавляя, что для Национального музея они делают также различные модели для воспроизведения исторических событий, среди таких событий, например, президентский прием 2005 года.

«Актеры приходят в студию, чтобы запечатлеть постановочные моменты рукопожатия. Затем изготовляются модели в полный рост», – объясняет Тыке.

Сделанное в шутку предложение делать урны для праха в виде прижизненных изображений покойных интереса у него не вызвало: «Ни в коем случае! Мне неинтересно это с технической точки зрения. Я слишком молод, чтобы заниматься скучными вещами», – говорит Тыке.

Будучи программистом по образованию, Тыке считает, что в каждой средней школе Эстонии мог бы быть 3D-принтер.

«Возможно, не все представители старшего поколения понимают, как это может изменить мир. Если раньше для того, чтобы выбрать прототип, требовалось несколько месяцев, то сейчас можно сразу увидеть, как это работает, – отмечает Тыке, замечая, что не стоит бояться того, что школьники начнут использовать такой принтер не по назначенью. – Многие великие дела в мире рождаются благодаря тому, что детишки от скуки придумывают что-то».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх