Спасенная память

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Так выглядит братская могила в Валгамаа: как видите, незаметно раскопать ее 
невозможно. Как награды Пырко попали к продавцу, осталось загадкой.
Так выглядит братская могила в Валгамаа: как видите, незаметно раскопать ее невозможно. Как награды Пырко попали к продавцу, осталось загадкой. Фото: архив военно-исторического клуба FrontLine

Неравнодушным людям, занимающимся военной историей, удалось не только найти награды погибшего на войне старшего сержанта, но и разыскать в России его внучку.

Эта история настолько же радостная, насколько и печальная. Радость заключается в том, что очень скоро семья красноармейца, потомки которого живут в России, получит награды, заслуженные их дедом Федором Александровичем Пырковым в годы Великой Отечественной войны. Печально же потому, что награды пришлось выкупать на сайте osta.ee, а  объяснения продавцов о том, где они раздобыли медали, явно противоречат здравому смыслу, и можно только гадать, как они попали в руки этих людей.

Имя награжденного

Многочисленные сайты, на которых ведется бойкая интернет-торговля всякой всячиной, интересующиеся историей люди просматривают ежедневно. Один из таких – osta.ee – даже имеет отдельный раздел, в котором можно найти военную атрибутику. «Разного рода орденов и медалей  продают много. Чаще всего это мишура, например, значки, но попадаются и боевые награды, – говорит руководитель военно-исторического клуба FrontLine Андрей Лазурин. – Награды времен ВОВ, в том числе и боевые, можно найти и в антикварных магазинах».

По его словам, обычно ордена родственники ветеранов отдают на реализацию после их смерти: с тем, чтобы награжденный – как бы трудно ему ни было в материальном плане –  сам продавал свои боевые награды, Лазурин не сталкивался ни разу.

А с медалями Пыркова вышла целая запутанная история. Началось все с того, что на сайте обнаружили предложение о продаже медалей «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда», а также знак «Отличный разведчик». Предложение заинтересовало историков, но у них возникло и желание узнать, кому принадлежат эти награды, за что конкретно они были вручены и что стало с их обладателем.

Чтобы медали не попали в чужие руки, первым делом было решено их выкупить. Дальше началась активная работа с имеющимися архивами, которая, естественно, принесла результат. «Мы получили ответы на наши запросы и выяснили, что медали “За отвагу” и “За боевые заслуги” принадлежат старшему сержанту Пыркову (он же Пырко, он же Парков) Федору Александровичу, разведчику 320-го стрелкового полка (сп) 11-й Стрелковой дивизии.  Медаль “За боевые заслуги” присвоена приказом 320 сп № 024/н от 13.04.44 (в приказе награжденный значится как Парков,  так же и в приказе о награждении (ПН), номер записи 30665732, отметки о вручении в карточке нет), “За отвагу” присвоена приказом 320 сп № 026/н от 16.04.44 (в приказе значится как Пырко,  так же и в ПН, номер записи 31208888, есть отметка о вручении медали)». По официальным же данным, Федор Пырков был уроженцем города Вольска Саратовской области и погиб 18 сентября 1944 года в районе поселка Йыгевиме.

В качестве места его захоронения указана братская могила, расположенная в деревне Йыгевесте волости Хельме Валгаского уезда, где его прах должен покоиться и сегодня.

Откуда медали?

По словам Лазурина, тот факт, что удалось установить имя человека, которому принадлежали выкупленные на аукционе награды, очень обрадовал. Но и сильно озадачил. Теперь стали работать сразу по двум направлениями. Одна группа начала разыскивать живых родственников Федора Пырко, и в эту группу входила известный в Эстонии поисковик Анна Рахманова, обладающая  пробивной силой и знакомствами чуть не по всему миру и отыскавшая уже немало людей.

Вторая группа стала выяснять, как награды человека, официально похороненного в братской могиле еще в 1944 году, спустя 70 лет оказались выставленными на аукцион. По идее, они должны были быть захоронены вместе с погибшим и оставаться в могиле. Но могли попасть в какой-то музей, если их успели снять перед похоронами и передали командиру, чтобы он, как тогда полагалось, переслал их родственникам. «Продавец, частное лицо, сказал, что нашел награды в лесу. Так и сказал: наткнулся на клочок гимнастерки, на которой были эти медали. И все это якобы случилось в Выру», – рассказывает Лазурин.

Услышав это, Андрей сильно удивился: он, историк по образованию, давно интересуется историей 11-й Стрелковой дивизии, в которой служил Федор Пырко, причем не только копается в архивах и знаком со многими еще живыми ее ветеранами, но и пишет на эту тему книгу. Недоумевает он и сейчас: «Дивизия никогда не была в Выру! От маршрута ее движения до точки, где якобы в лесу были найдены эти награды, километров 80. Как они туда попали, да еще и в полном комплекте? Причем среди наград есть и знак «Отличный разведчик», который, по правилам, носился на другой стороне груди. Что это за двусторонний «клочок гимнастерки»?»

Но и после того, как продавцу сообщили о несостоятельности его рассказа о происхождении наград, он предпочел остаться при своей версии. А историки остались при своих вопросах.

Лазурин говорит: «По официальным документам, Пырко похоронен в братской могиле недалеко от Валга. Вскрыть это захоронение невозможно: оно расположено рядом с мавзолеем Барклая де Толли, ухожено, на нем стоит обелиск. То есть проделать, как вы говорите, «незаметную дырку» там не удастся. Возникла другая мысль: года два назад от местных жителей мы услышали, что в одном с братским захоронением районе прежде имелась отдельная «могила разведчика» с надгробным камнем. Но имени, которое было высечено на камне, никто не помнит, точного места расположения могилы – тоже. Недавно в этом месте расширяли дорогу и могилу уничтожили. Куда делся камень и что стало с прахом – тоже никто ответить не смог. Пырко был разведчиком, и хотя документы утверждают, что он похоронен в братской могиле, это может являться ошибкой. Такая версия многое ставит на свои места, но это всего лишь версия».

По словам Лазурина, нельзя исключать и возможность того, что гимнастерку еще во время войны потерял сам Пырко или ее кто-то украл: «У нас же была история, когда мы нашли медаль военных лет, а потом выяснилось, что ее владелец жив и сегодня. Из его рассказа мы узнали, что во время войны у него украли вещмешок, в котором лежала и гимнастерка с медалью. Пырко был не просто разведчиком, а очень опытным военным, служил с 1936 года, прошел не одну военную кампанию, имел знак отличника, но обокрасть можно любого».

Вернуть в семью

А вот работа группы Анны Рахмановой, в которую кроме нее входили Татьяна Евгеньевна Мишина (Таллинн), Наталья Дзюба (Керчь), Вольский Совет ветеранов во главе с председателем Ольгой Ивановной Шавыкиной (Вольск)  и газета «Вольская неделя», увенчалась успехом: выяснилось, что в России живет внучка Федора Пырко. С ней удалось связаться, и благодаря этому мы с вами можем увидеть фотографию человека, спасением наград которого занимались эстонские историки и поисковики.

Сейчас решается вопрос, каким образом его награды будут возвращены его семье: пусть не сам разведчик, но хотя бы его медали, наконец, вернутся с фронта домой.

«В этом году мы будем праздновать 70-летие победы над фашизмом, и это очень знаменательная дата. Нам приятно, что удалось рассказать его родственникам, как погиб их дед и прадед, где он похоронен, и передать вещественную память о нем, – говорит Лазурин. – Но именно в контексте этой истории хочется обратить всеобщее внимание на то, что награды не должны продаваться на аукционах, если они не были переданы на продажу родственниками владельца: это их дело, их решение и их моральная ответственность перед своим предком.  Но по наградам, которые находят в земле, можно установить личность человека, которому они были вручены. А практически у каждого из них есть родственники. Эти награды не стоят огромных денег, но они стоят большего – памяти о родном человеке, не вернувшемся с войны».

Ключевые слова

Наверх