В заголовке нет ошибки: не «Юпитера», а именно «Юпитер» – здесь это имя женщины, главной героини нового фильма брата и сестры Вачовски, которые упорно не хотят молчать о главном.
«Восхождение Юпитер»: сказка космических странствий
«Восхождение Юпитер» отчасти напоминает предыдущие проекты Вачовски – как «Мат-рицу», так и «Небесный атлас». По существу, это кинолента о том же самом, только в совершенно иных декорациях. Режиссеры гнут свою линию: реинкарнации, моральные ценности, борьба с потребительской системой ценностей...
Как выйти из Матрицы
Первая «Матрица» (1999) принесла тогда еще братьям Энди и Ларри Вачовски славу – настолько по вкусу пришлась всем история человека, который сначала выясняет, что окружающий его (нас) мир фальшив и все мы рабы Матрицы, а потом вдобавок оказывается Избранным и Единственным, которому предстоит всех нас оттуда вызволить. «Мат-рица» сочетала в себе три уровня: киберпанк, отсылки к кэрролловской Алисе и мифологию с упором на христианство и буддизм. Фильм стал культовым. Мысль о том, что «реальность» нам только кажется, будоражила. Братья Вачовски заработали кучу денег и получили карт-бланш на сиквелы.
Тут-то и выяснилось, что братья хотели сказать нечто совсем другое. Избранность и Единственность героя оказались частью хитрого плана Матрицы; киберпанковские и кэрролловские метафоры отступали на второй план; чем дальше в лес, тем яснее становилось, что «матричная» трилогия – рассказ не об иллюзорности мира, а о том, как спастись самому и спасти других в работающем по принципу кармы мироздании, о буддийском просветлении и христианской жертве. А также о том, что все мы живем в нравственной вселенной (как писал Пелевин, «мир состоит из моральных ценностей»). Народу вся эта философия была решительно непонятна. Сиквелы «Матрицы» заклеймили как неудачу. Особенно старались интеллектуалы, которые, давно замечено, боятся морали как огня.
После детского «Спиди-гонщика» Вачовски вернулись – уже как брат и сестра (Ларри сменил пол и стал Ланой) – с «Небесным атласом», экранизацией романа Дэвида Митчелла. Действие фильма, снятого на троих с режиссером Томом Тиквером, разворачивалось в шести временных пластах. Многочисленные герои, судя по всему, были реинкарнациями друг друга. От смешения жанров и эпох рябило в глазах. Но проповедь была всё о том же: история – это борьба тех, кто смотрит на людей как на вещи и подчиняет их себе, де-факто потребляет (неважно, как рабов или в пищу; разница невелика), с теми, кто алчет свободы и равенства. Рабы любой Матрицы восстают и либо побеждают, либо погибают, чтобы в новой жизни вновь бороться за «счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный».
Для зрителя эта история была слишком сложной и, опять-таки, требовала изменить мировоззрение, к чему зритель обычно не готов. «Небесный атлас» провалился в прокате и лишь каким-то чудом одолел границу окупаемости. Видимо, тогда Вачовски и решили «сочинить песню попроще».
Так появилось «Восхождение Юпитер», масштабная фантастическая сказка, объясняющая те же идеи и концепции в несколько более простых словах. Сказка, конечно, про Золушку. Есть ли на свете сюжет, который трогает нас больше, чем восстановление кармичес-кой справедливости, то есть превращение доброй и честной замарашки в принцессу?
Русские в космосе
Жила-была бедная девушка Юпитер Джонс (Мила Кунис), дочь ленинградки и британца, который был астрономом-любителем (отсюда и имя ребенка). Злые кагэбэшники убили ее отца, и мать эмигрировала в Америку, где стала уборщицей. Дочь пошла по ее стопам. Они встают в пять утра и отправляются драить кухни и туалеты, чтоб заработать хоть немного денег... Разумеется, Юпитер и не подозревает, что на деле она – реинкарнация (здесь это биологическое понятие, «сочетание тех же самых генов в том же самом порядке») женщины, стоявшей некогда во главе семьи Абрасакс – одной из могущественнейших динас-тий галактики. (Абрасакс или Абраксас – это имя верховного божества в гностицизме.)
Давным-давно эта женщина умерла, оставив бизнес-империю детям, которые стоят один другого: Балем (Эдди Редмейн) – надменный садист, видящий смысл жизни в потреблении и управляющий громадным дворцом-заводом в недрах Юпитера; Тит (Дуглас Бут) – красавец-эпикуреец, мечтающий единолично владеть империей; Калик (Таппенс Мидлтон) – расчетливая аристократка, плетущая интриги против обоих братьев.
Узнав о том, что на принадлежащей Балему Земле объявилась реинкарнация мамы, способная заявить права на имущество Абрасаксов, братья и сестра объявляют на Юпитер охоту. Так в истории появляется наемник Кэйн Уайз (Ченнинг Тейтум), человек, генетически скрещенный с волком, – и он совсем не так прост, каким может показаться. Кейн работает на Тита, которому Юпитер нужна живой, чтобы на ней жениться. На Балема, желающего ее смерти, работают другие люди, мутанты и инопланетяне. История стремительно обрастает подробностями и персонажами: разумные зверо-ящеры, Эгида – независимая полиция галактики, сообщество космических бюрократов, лишенный крыльев легионер Стингер Альпини (Шон Бин), русские родственники героини, разнообразные слуги галактических гос-под, каждый из которых норовит обмануть бедную Золушку по-своему...
Но все это, как и головокружительные битвы на Земле, других планетах и в открытом космосе, – не более чем антураж. Попытка создать «Звездные войны» нового поколения получилась зачетной, однако заботит Вачовски не это, а смысловая подкладка истории. В этом фильме вновь появляются мотивы фальшивой избранности и борьбы с теми, для кого люди – не более чем товар. Предположим, ты, простая уборщица, оказалась галактической принцессой – но дальше-то что? Понимаешь ли ты, в какую сложную структуру ввязываешься? Что ты сделаешь, когда узнаешь, на чем зиждется империя Абрасаксов – твоя империя?
Судя по первым реакциям, «Восхождение Юпитер» не понравилось критикам. Интеллектуалы объявили ленту несуразной и скучной. Интеллектуалы плюются; про смысл, что характерно, ни слова. Но что нам критики? Важно, что увидит на экране ребенок, идущий в кино не для того, чтобы полюбоваться своим интеллектом, а для того, чтобы увидеть историю о противостоянии добра и зла.