Наша цель состоит не в том, чтобы навешивать ярлыки на какую-либо конкретную партию, кандидата или мировоззрение, а в том, чтобы противодействать распространению популизма в ходе предвыборной кампании. В перспективе мы хотим способствовать тому, чтобы общество осознало, что популизм – это проблема, мы хотим привлечь внимание общественности и партий к тем последствиям, которые влечет за собой популизм.
Что такое популизм и как мы его анализировали
Мы исходили из следующего понимания популизма:
Популистским является обещание, которое, апеллируя к воле народа или же претендуя на то, чтобы звучать от имени народа, игнорирует существующую политико-экономическую систему, ценности и возможности. Таким образом, популистской можно считать риторику, делающую акцент на общественном конфликте и в основе которой лежит стремление представить людей как единую группу («мы») и противопоставить их т.н. антигруппе («они»).
Популизм не связан с какой-либо конкретной политической идеологией. Популисты и популистские обещания могут исходить как справа, так и слева, как от либералов, так и от консерваторов, а также и от центристов.
Популизм может проявляться в различных формах, например:
• в противопоставлении «хорошего народа» и «плохой власти», то есть вертикальное противопоставление, и горизонтальное противопоставление, согласно которому «врагом» является отнюдь не верхушка (элита), «враг» находится внутри самого народа (например, некая группа из числа меньшинств);
• явно нереальные финансовые обещания;
• крайне упрощенные утверждения/обещания, предложение простейших решений для сложных политических проб-лем;
• эмоциональные призывы и лозунги, значение которых остается неясным;
• постоянный акцент на теме кризиса: популистская риторика часто основана на предпосылке, что в общественной/политической системе кризис и нужны срочные перемены.
Методики анализа популизма базируются преимущественно на двух-трех основных признаках популизма, таких как а) выступление от имени народа/апелляция к воле народа; б) направленность против элиты (вертикальное противопоставление); в) противопоставление себя какой-то конкретной группе людей (горизонтальное противопоставление). Самым распространенным методом измерения популизма является контент-анализ, посредством которого выявляется наличие присущих популизму черт, например, в партийных программах, в предвыборных платформах, партийных изданиях и политических выступлениях.
Данный анализ проводился в контексте активной общественной дискуссии в преддверии выборов. И его цель состоит не столько в том, чтобы дать академическую оценку происходящему, сколько в привлечении внимания к популизму как явлению предвыборной кампании и разъяснении его сути избирателю.
Высказанные политиками и партиями обещания зачастую продиктованы отнюдь не тем, что следовало бы предпринять на самом деле, но тем, что люди желают слышать, невзирая на осуществимость или целесообразность обещаний. Обещания, подчиненные одной лишь цели привлечения голосов избирателей, а никак не действительному стремлению повысить уровень благосостояния государства и народа, могут губительно воздействать на демократию, поскольку они заглушают разумные дебаты.
Поскольку содержание обещаний и лозунгов может быть очень разным, мы стремились измерить популизм на основании не одного или двух признаков, а охватить различные формы проявления популизма с разных сторон – помимо стремления выступать от имени народа или противопоставлять себя кому-то, мы также учитывали, например, крайне упрощенные решения, нереалистичные в финансовом отношении обещания и эмоциональные призывы, суть которых остается неясной.
Популизм манипулятивен по своей сути и с его помощью ведутся попытки побудить народ голосовать за конкретную партию. Поэтому для его оценки ра-зумно обратиться к экспертам-специалистам, которые способны лучше, чем рядовые избиратели, распознавать популизм.
Мы хотели получить оценку того, какого плана лозунги и обещания считаются популистскими в активный предвыборный период (то есть примерно за две с половиной недели до выборов).
Для этого мы использовали экспертные оценки 112 общественных деятелей, лидеров общественного мнения Эстонии и экспертов из различных жизненных сфер, которые они предложили, прибегнув к контент-анализу популистских лозунгов и обещаний. В контексте Эстонии это можно считать серьезным количеством респондентов, мнения которых помогут лучше понять, как воспринимаются различные формы популизма.
В выборку были включены все зарегистрировавшиеся на выборы в Рийгикогу политические партии, которые отвечают следующим критериям:
• партия выставила кандидатов по всем округам;
• у партии имеется обнародованная в полном объеме предвыборная платформа, с которой она идет на выборы Рийгикогу 2015 года, составленная не позже 5.02.2015.
• налицо не менее чем двухпроцентный уровень поддержки партии среди избирателей по состоянию на четвертый квартал 2014 года, исходя из заказного ERR мониторинга популярности партий. От этого условия были освобождены новые партии, созданные в течение последних 12 месяцев, поскольку адекватная картина их популярности в обществе пока отсутствует.
Данным критериям соответствовали все парламентские партии (Партия реформ, Центристская партия, Социал-демократическая партия и Союз Отечества и Res Publica), а также Свободная партия, Консервативная народная партия, Зеленые Эстонии и Партия народного единства.
Поскольку популизм нельзя определить через простые ответы «да/нет», речь скорее может идти о «более» или «менее» популистских лозунгах и обещаниях, на этапе экспертных оценок мы воспользовались оценочной шкалой 0-7, где 0 означает «не является популистским» и 7 – «является популистским».
В качестве материала для оценивания были использованы предвыборные платформы партий на выборах Рийгикогу 2015 года. Другие материалы, публичные выступления и публиковавшиеся в СМИ тексты не рассматривались. Предвыборные платформы считаются приемлемым материалом для измерения популизма в силу того, что они предлагают наиболее наглядный обзор позиций партии в конкретный момент времени.
Объектом оценивания были обещание, лозунг или утверждение, но никак не предвыборная платформа в целом.