У ребенка должен быть отец. Или хотя бы его имя

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: графика: Алари Палуотс

Даже самое маленькое пособие для родителей-одиночек заставляет страдающие от бедности семьи скрывать, что у детей есть отец.

В Эстонии насчитывается примерно 20 000 детей, отцы которых официально не признают себя их родителями, поэтому запись об отцовстве в свидетельстве о рождении ребенка могла бы стать обязательной, считают в Министерстве социальных дел.

Вот уже 20 лет в Эстонии записывать имя отца в свидетельство о рождении ребенка не обязательно. В советское время мать ребенка могла вписать в свидетельство о рождении под именем отца любое мужское имя, и это означало, что ребенок не знал, кто является его отцом.

С 1995 года в Эстонии появились на свет около тысячи детей, в свидетельствах о рождении которых отсутствует запись об отце. «Ребенок имеет право на обоих родителей, но он не может отстаивать это право, если мать или отец примут решение не вписывать имя отца в свидетельство о рождении», – обос­новывает советник отдела по вопросам детей и семей Министерства социальных дел Ханна Всевиов идею по поводу введения обязательного требования указывать имя отца в акте о рождении ребенка.

Возрастет роль государства

«Если мать или отец не отстаивают права ребенка, государство должно принять на себя эту роль, чтобы защитить самого уязвимого члена этой троицы», – говорит Всевиов.  По ее мнению, нововведение могло бы защитить и права отцов, если мать решит не говорить отцу о рождении ребенка.

«Ребенок хочет знать, кто его отец, отсутствие отца для него является трагедией», – считает руководитель Ида-Вируской уездной службы по делам народонаселения Раиса Горски.

По словам Ханны Всевиов, существуют разные причины, по которым имя отца не вписывают в документы, и, конечно, бывает так, что отец  просто неизвестен. Самыми ужасными являются истории о беременности жертв насилия.

Благодаря развитию медицины все больше детей появляется на свет в результате искусственного оплодотворения, в том числе и у матерей-одиночек, которые прибегают к помощи анонимных доноров.

«Я очень хочу ребенка, но мне долгое время не удавалось найти мужчину, с которым можно создать семью или просто родить ребенка. Я воспользовалась возможностью забеременеть с помощью медицины и донора, и после нескольких попыток у меня это получилось», – рассказала  30-летняя женщина. У ребенка нет отца, но нельзя исключать, что молодая мама еще встретит мужчину, который примет ее саму и ее малыша.

По словам Всевиов, рубить с плеча, конечно, нельзя, однако решение о превращении записи об отцовстве в обязательную основывается на опыте Норвегии и Швеции. В этих странах запись об отце за некоторыми исключениями является обязательной.

«Вопрос в том, в какой мере государство оставит за собой право вмешиваться в частную жизнь людей, в какой мере  оно будет регулировать взаимоотношения людей, но при этом на первом плане должны быть права детей», –  считает советник отдела по делам семьи и детства Министерства социальных дел Йоанна Паабуметс.

«Есть такие самостоятельные женщины, которые не хотят знать отца своего ребенка, они способны полностью обес­печить себя и малыша, они скрывают имя отца и не вписывают его в свидетельство о рождении. Но имеет ли мать право решать за ребенка, нужен ему отец или нет?» – признает Паабуметс сложность этой проблемы.

По словам Всевиов, значительная часть родителей-одиночек и их детей сталкиваются с бедностью. Фонд алиментов, создание которого инициировано Рийгикогу, не поможет тем детишкам, у которых официально отец отсутствует.

«Отца первого ребенка я вписала в свидетельство о рождении и не получила пособие для родителей-одиночек. Второму ребенку я уже отца записывать не стану», – заявила одна из матерей-одиночек. Женщина работает и получает минимальную зарплату, она не живет с отцом ребенка, хотя мужчина оказывает детям материальную поддержку.

Пособие для родителей-одиночек составляет менее 20 евро, это очень маленькая сумма, но, тем не менее, это хоть какие-то дополнительные деньги каждый месяц.  

По словам советников министерства, родители-одиночки очень нуждаются в помощи, но им не кажется, что пособие для родителей-одиночек следует увеличить.

«Если повысить пособие для родителей-одиночек до ста евро в месяц на одного ребенка, то никто и не захочет записывать имя отца в свидетельство о рождении», – полагает Всевиов.

В зеленой книге о семейных пособиях, услугах и родительских отпусках, разрабатываемой в Министерстве социальных дел, содержится  следующее предложение: живущим в бедности родителям можно было бы помочь более эффективно путем повышения пределов прожиточного минимума и увеличения прожиточного пособия.

Более того, в зеленой книге содержится предложение рассмотреть идею аннулировать пособие для родителя-одиночки, которое назначается лишь на том основании, что в свидетельстве отсутствует запись об отце ребенка.

«Полноценная семья с двумя родителями тоже может нуждаться, тем не менее, они не получают  никакого дополнительного пособия, – говорит Паабуметс.  – Это значит, что мы допускаем неравное обращение с теми семьями, где есть два родителя».

Других дополнительных пособий или льгот для родителей-одиночек нет, но город Таллинн по крайней мере платит одиноким матерям  дополнительное пособие по рождению ребенка в размере 320 евро. Столица выплачивает пособие лишь тем новорожденным, оба родителя которых не менее года были зарегистрированными жителями Таллинна. Если отец не является жителем Таллинна или  проживает в столице менее этого срока, то матери выгодно быть одиночкой. Внести сведения об отце ребенка в акт о рождении можно и позже.

Косвенно статус родителя-одиночки может способствовать и получению прожиточного пособия – ведь в качестве дохода семьи будет вписана только зарплата матери. При возникновении подозрения, что на самом деле в семье есть и отец, городским и волостным чиновникам надо это доказать.

«Сотрудники Министерства экономики рассказывали, что при получении через Kredex пособий на жилье для многодетных семей встречались такие случаи, когда  женщины скрывали, что у детей есть отец, и все для того, чтобы уменьшить заявляемый доход семьи и получить субсидию побольше», – вспоминает Всевиов.

Советники министерства признают, что в подобных случаях семьи, находящиеся на грани  бедности, могли бы получать от государства помощь, однако система должна быть эффективной и не побуждать никого к тому, чтобы лукавить.

Сложные отношения между родителями

Одна из причин, по которой имя отца не называется, связана с внебрачными отношениями. При этом ни один из родителей не желает, чтобы кто-то узнал об отце ребенка. «Родители – взрослые люди, и должны отвечать за свои поступки: если существуют внебрачные отношения, и в результате на свет появляется ребенок, то  на родителей ложится ответственность за ребенка», – напоминает Всевиов.

В процентном отношении больше всего детей без отцов появляется в Ида-Вирумаа – около 15 процентов. «Встречаются и семейные мужчины, которые приходят регист­рировать ребенка с другой женщиной, – рассказывает Горски. – И, конечно, бывают мужчины, которые не хотят признавать ребенка своим, а женщины настолько гордые, что не идут в суд доказывать отцовство ребенка».

Признание отцовства еще не означает автоматически, что отец обязан платить на ребенка алименты. Если женщина решила справляться самостоятельно или знает, что с мужчины взять ничего, то у отца не возникает никаких финансовых обязательств. 

Ключевые слова

Наверх