Легендарная олимпийская чемпионка Эрика Салумяэ спустя четыре с половиной года вернулась в Эстонию. На встречу с болельщиками, которую провели в торговом центре «Юлемисте», она пришла с опозданием. Эстонский климат для нее стал уже непривычным, поэтому в первый же день пребывания на родине чемпионку сразила простуда. Тема здоровья сейчас для нее одна из самых актуальных.
Стойкий солдат большого спорта
Последняя книга Эрики Салумяэ, которая была представлена на встрече с друзьями и болельщиками, называется точь-в-точь, как знаменитый фильм – «Остаться в живых». Сама Эрика уточняет, что название можно еще перевести и как «Остаться в жизни».
«Вся моя жизнь до последнего времени была настолько яркой и многообразной, что многие удивлялись, – рассказывает Эрика. – У меня было не самое простое детство, фактически без родителей, довольно трудная юность в школе, и только большой спорт помог мне выйти в люди, добиться признания и уважения народа. В то же время большой спорт забрал у меня многое, в том числе и здоровье. Последние годы тоже проходят трудно, но сейчас уже идет борьба за выживание».
Переезд в другую климатическую зону также отразился на здоровье спорт-сменки. Сейчас она передвигается с трудом, ей постоянно нужно находить удобное положение, чтобы не чувствовать боли в спине. Боль преследует ее уже длительное время, не помогло и вмешательство врачей.
– В 2013 году я первый раз пошла на операцию. В Испании хорошие врачи, но пока результат получился не самым удачным. Мне установили шесть металлических болтов, теперь пришло время их заменить. Повторная операция намечена на апрель. Врачи все же дают надежду, что я смогу ходить.
– Сейчас вы живете в Испании, чем занимаетесь?
– Там очень сухой климат, постоянная средняя температура – около 30 градусов тепла. С одной стороны, это комфортно, а с другой – травмы и болячки, полученные в молодости, вышли на первый план. Помимо того, что занимаюсь своим здоровьем, я сейчас стараюсь продвигать свой проект и организацию «теплых южных сборов» для эстонских спортсменов. Город Дения небольшой и расположен в отличном месте, он является своего рода велосипедной Меккой. Но кроме этого, там множество различных спортивных сооружений и баз. Трудно сказать, чего в Дении нет, – здесь и футбольные поля, и трассы, и теннисные корты, и бассейн. Это отличное место для подготовки как молодых, так и взрослых спортсменов. Сейчас мы провели встречу с руководством Олимпийского комитета Эстонии и с министром культуры. Надеюсь, что они примут мой проект и мы сможем организовывать сборы для команд по разным видам спорта. Это будет большой плюс для всего эстонского спорта.
– Вы продали свои медали на аукционе, но они остались в Эстонии. Сейчас в Таллинне выставили на продажу ваш чемпионский велосипед. Что вас еще связывает с родиной?
– Я благодарна Олимпийскому комитету Эстонии и Нейнару Сели лично за то, что он понял и откликнулся на мои проблемы. Деньги от продажи медалей, велосипеда и других моих личных вещей и наград пошли на дело, на операцию. Я благодарю тех людей, которые мне помогают. Надеюсь, что в жизни это добро к ним вернется, такие дела не пропадают втуне. В Эстонии у меня остаются хорошие друзья, которых я всегда рада видеть.
– В эстонском велотреке так больше и не появилось новой Эрики Салумяэ. Чем объяснить такую ситуацию, что после ухода звезды мирового уровня, у нас не осталось ни одного спортсмена международного уровня?
– Я в Эстонии не была четыре с половиной года, но когда приезжаю, всегда посещаю велотрек в Пирита. В этот раз тоже заехала посмотреть. Думаете, за это время что-то там изменилось? Ничего не меняется уже много лет, а в технических видах спорта, каким является велоспорт и велотрек в частности, очень важно успевать за временем. В Эстонии давно нет современной базы для воспитания новых чемпионов в велотреке и нет специалистов.
– Известно, что врачи отговаривали вас выступать на вашей третьей Олимпиаде, в Атланте, где вы заняли шестое место. Не было ли ошибкой то, что вы не послушали врачей?
– Да, перед Атлантой в Германии врачи запретили мне участвовать в соревнованиях и посоветовали оставить спорт из-за плохого состояния здоровья. Но я уже дала обещание, и надо было сдержать слово. Тот, кто знал, какими усилиями мне далось это выступление и это шестое место, меня поддерживал. Огорчило, что пресса мое выступление посчитала провальным. Они думали, что после двух побед я смогу выиграть еще одну медаль. Но это было мое прощальное выступление. Шестнадцать лет в большом спорте должны были сказаться на здоровье.
– Вы не жалеете, что пришлось пожертвовать своим здоровьем ради большого спорта и олимпийских побед?
– А кто мог знать, что будут такие последствия? В то время никто не думал, что это может отразиться на здоровье. Наоборот, считается, что спорт приносит здоровье. Только к большому спорту, где первая и главная цель – победа, это не относится. В большом спорте – как на войне: сказали «надо» – и спортсмен будет делать все, чтобы выполнить задачу тренера, добиться победы. Но я не могу сказать, что я о чем-то жалею. Мои победы приносили радость людям. Я часто вспоминаю, как нас встречали после Олимпийских игр, где я завоевала медали для Эстонии, я отлично помню, как меня носили на руках. Люди были счастливы, и эти победы были им нужны. Такие эмоции не забываются. Значит, все было сделано не зря.