Cообщи

Ильвес: нам есть что защищать, беречь и чем дорожить

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Тоомас Хендрик Ильвес
Тоомас Хендрик Ильвес Фото: Pm

Президент Эстонской Республики Тоомас Хендрик Ильвес произнес в Йыхвиской филармонии торжественную речь в честь Дня независимости Эстонии. Приводим речь Тоомаса Хендрика Ильвеса полностью. Перевод осуществила канцелярия президента Эстонии.

Дорогие друзья, сидящие здесь, в зале, все, кто находится дома и вдали от родного края!

Я обращаюсь к вам в особенный момент. Каждый год из 97 лет, пройденных Эстонской Республикой, является уникальным, и, оглядываясь назад, можно сказать, что этот путь достаточно долгий, извилистый и полный достоинства.

Но в то же время именно в эти дни мы как граждане делаем свой выбор на следующий короткий период – период полномочий правительства. Многие свой выбор уже сделали, остальным это еще предстоит. Через пять дней голоса будут подсчитаны, и станет ясно, кого мы хотим видеть у руля Эстонского государства.

Дорогие граждане Эстонии, это ваш выбор, ваше решение, обязанность многих и, как мне кажется, каждого позаботиться

о своем государстве.

Именно по причине выборов в наших глазах сейчас больше надежд на будущее, чем взгляда в прошлое. Но и именно поэтому я сознательно воздержусь от партийно-политических намеков или рекомендаций. Да зрелые граждане взрослого государства и не нуждаются в таких инструкциях. Багаж наших свободных выборов достаточен, чтобы отличить государственных мужей от игроков, людей слова от популис­тов. Я лишь надеюсь, что выбор не будет делаться по принципу отрицания, поскольку это не является продуктивным подходом при принятии любого решения.

Дорогие друзья.

Где находится Эстония сейчас, в 2015 году от Рождества Христова? Если посмот­реть на состояние экономики и статистику, то примерно там, где находилась Финляндия менее двух десятилетий назад. Из других «рейтингов жизни» мы узнаем, что Эстония все же ближе к вершине, чем ко дну. Что она находится там, куда мы себя причисляем, считая это совершенно естественным.

Но слабая позиция, например, в рейтинге разницы в доходах или употребления алкоголя, должна испортить нам настроение. Особенно по той причине, что улучшений не видно.

Не о водке или деньгах я хочу сегодня поговорить. Мне хочется сказать о мире, свободе, образовании и правде.

Ровно год назад за тысячу километров к югу от нас начали развиваться события, которые сегодня разнесли в прах всю архитектуру безопасности Европы после холодной войны. Никак иначе невозможно трактовать оккупацию и присоединение Крыма.

Если посмотреть на эти события под углом зрения Эстонии, то, без использования внешнеполитических терминов, наше внутреннее чувство безопасности пошатнулось. В наших газетах и в наших домах задают вопросы, которые не звучали с момента восстановления независимости.

На Украине идет война, там каждый день гибнут люди. Гибнут и в данный момент. Это вой­на нового типа, один из четко установленных участников которой, не скрываясь, применяет новейшее вооружение, но отрицает все это.

Одним из главных действующих лиц этой войны как раз и является Ложь. И Европа, несмотря на все доказательства, почти год повторяла, что речь идет о «сепаратистах». Иными словами, вспоминая неустаревающую прозорливость Джорджа Оруэлла, мир – это опять война, и перемирие – это на самом деле смертельный огонь артиллерии.

Демократический мир до сих пор ограничивается санкциями и поддерживает Украину морально, политически и экономически. Я надеюсь, что этот моральный хребет не будет сломлен. Нам и в дальнейшем нужна уверенность в том, что прежний европейский консенсус сохранится. Потому что Европа может и

не хотеть войны, но война на Украине – это реальность. Хотим мы того или нет.

Если прошлое вообще чему-то научило Европу, то тому, что уступки лишь пробуждают в агрессоре желание выдвигать новые требования.

Чемберлены несут весть о мире, но не мир.

Кто еще, если не Эстония, должен хорошо знать эти холодные веяния? В числе прочего, знать и то, что Эстония и другие Балтийские страны не будут следующей «Украиной», хотя, по мнению многих, сейчас принято утверждать именно это. К счастью, они ошибаются, как и пару лет назад, когда укоряли нас за, как говорилось, безосновательные фобии.

Эстония защищена. Как мы видели на сегодняшнем параде, союзники по НАТО находятся здесь. Безопасность Эстонии и НАТО – это единое целое. НАТО защищает в Эстонии себя. Европа и союзники по НАТО в вопросах безопасности более единодушны, чем когда-либо ранее за последние четверть века. Приход союзнических войск в пограничные государства альянса является ответом на новую реальность. У Эстонии есть боеспособные Силы обороны и обладающая мощной волей к обороне народная гвардия – Союз обороны.

Несколько дней назад я слышал, как один из представителей украинского народа сказал, что Эстонии просто повезло. В том, что мы стали свободными и сразу вошли в НАТО.

Но наши сегодняшние достижения не просто упали с неба. И у нас не было единственно верного пути в Аркадию, освещенного мерцающими огнями. Находясь на распутье, мы сами мудро выбрали тот путь, который привел нас сюда.

Потому что мы с горечью осознаем: Эстония – наш последний оплот.

Ничто не предопределено. Вступление в НАТО и Европейский союз, как и вывод российских войск из Эстонии, явились результатом целенаправленной работы многих людей. Плодами этого труда мы сегодня пользуемся, но каждый день все вместе приумножаем их.

Дамы и господа.

Судьбу, суть и будущее каждого народа определяют ценности, на которых зиждется общество и государство. Основы существования Эстонии записаны в Конституции. Конституция не для зло­употреблений в собственных интересах. Уже в 1918 году при провозглашении собственного государства была заложена его демократическая суть, основные свободы каждого, принятые позднее в других странах. Эти самые принципы мы вновь закрепили путем референдума по Конституции в ходе восстановления свободы.

Конституция обеспечивает нам основные права. Они образуют фундамент, делающий для многих Эстонию любимой, делающий Эстонию твоей республикой и нашей общей. Этот фундамент надежно стоит и почти четверть века спустя.

Несмотря на это, жизнь очень сильно изменилась. Люди моложе 30 лет не могут помнить советской оккупации. Того, что жизнь была в восемь раз беднее, чем в Финляндии. Что для путешествий были нужны визы. Что НАТО и Европейский союз хотя и были целями, но все же являлись только мечтой. Что не было Интернета. Что троллем было, прежде всего, существо из скандинавской мифологии, а не сетевой хулиган.

Когда я год назад сказал – то, что нас сюда привело, не поведет нас дальше, – я говорил именно об этом. Каждое поколение должно модернизировать основы своего государства.

Поддерживая у себя демократию, мы должны постоянно оценивать, что работает, а что требует корректировки. Эстония не должна повторять ошибки других, она должна на них учиться. Идея самостоятельности в том, чтобы быть собой, а не стать кем-то иным.

Какие же идеи, возможно, превратились в догмы и требуют  нового подхода? Какие идеи себя исчерпали? Какие представления о построении государства, которые в пылу восстановления независимости поколение назад казались единственно возможными, превратились сегодня в препятствия или даже в проблемы?

С одной стороны, мы очень настроены на успех и горды некоторыми вещами, в числе которых Skype, э-государство и стар­тапы, многие из которых добились большого успеха в мире.

Но в то же время мы слишком консервативны в других сферах и часто цепляемся за догмы, которые господствовали 20 лет назад.

Это парадокс, задачу решения которого я сформулировал ровно год назад. Ответ даст народ.

Дорогие друзья.

Наша растущая требовательность к своему государству не должна превратиться в ожидание того, что государство все знает и все сделает. Давайте спросим себя, должно ли общество Эстонии в такой степени регламентироваться государственными приказами и запретами?

Соотносится ли углубляющаяся роль государства как няни или даже воспитателя с идеями нашей Конституции? Эстонское государство базируется на свободе, подчеркиваю, прежде всего, на свободе, праве и справедливости.

Глядя на постоянное переписывание нормально работающих законов, на добавление все новых и новых распоряжений и запретов, на постоянно расширяющиеся надзорные функции полиции и чиновников, многие неизбежно задаются вопросом – неужели мы действительно пришли к ситуации, когда каждого жителя Эстонии надо на всякий случай считать вероятным преступником или не совсем нормальным?

Мне кажется, что мы переборщили в пылу погони. Мне гораздо больше нравится государство, которое доверяет гражданам и гражданскому обществу. Ведь большинство людей являются ответственными, они способны предвидеть последствия своих действий и хотят добиться от других одобрения, а не осуждения.

Поэтому я надеюсь, что избираемое сейчас Рийгикогу и следующее правительство смогут противостоять соблазну сверхрегулирования. Давайте же хранить свою Конституцию и ее дух. Хранить законы. Делать ровно то, что необходимо, не делая ничего ненужного.

Дамы и господа.

Народ Эстонии верит в образование. Мы действительно совершенно искренне верим, что лучшее, что родители могут оставить своим детям, – это хорошее образование. Не земли, дома, леса или банковские счета.

Важнейшим капиталом современности являются знания и умения. Поэтому качество образования должно быть по всей Эстонии одинаково хорошим, чтобы дать всей нашей молодежи возможность приложить усилия и стать лучшими в своей области. Школа нигде не должна быть слабой из-за местожительства ученика, местонахождения школы, своеволия самоуправления или плохого руководства.

В реальности, образование – это вопрос государственной жизни, а не местной. По крайней мере, начиная с основной школы. Эстонское государство с 1,3 млн жителей обязано обеспечить одинаково высокий уровень обучения повсюду и всем. Размер или бедность самоуправления, а также удобство принимающих решения лиц не могут служить оправданием.

Школа Эстонии должна быть способна идти в ногу с меняющимся миром и временем. Потому что дети, ученики, не знают никакого иного времени или мира, кроме нынешнего. Мы живем в переломное время. Аналитики говорят о том, что когда дети в развитых странах, только начинающие сейчас свой школьный путь, выйдут на рынок труда, 40% нынешних рабочих мест исчезнут или видоизменятся. Тогда зададимся вопросом, обучает ли современная школа в достаточной степени умениям, которые будут необходимы завтра?

Признание труда учителей, как зарплатой, так и престижем, по-прежнему является ключевым вопросом будущего Эстонии. Если мы этого не сделаем, то скоро можем обнаружить, что успех наших тестов PISA рассеялся как дым. Если мы не приведем в школу талантливых учителей, что можно сделать только платя достойную зарплату, мы окажемся в итоге «со сломанным жестким диском».

Но надо знать и то, что там, где школьная система работает хорошо, а труд учителя ценится – посмотрим хотя бы на Финляндию, – от учителей и ожидается очень много.

Принятие такого образа мыслей больше нельзя откладывать. Опыт показывает, что реорганизация образования даст свои плоды через 10-15 лет после ее проведения. Действительные перемены начнутся, когда мы начнем учить учеников, а не штудировать учебную программу. Образование является длительным процессом, намного длиннее, чем срок полномочий следующего созыва Рийгикогу. Поэтому я и говорю сегодня об этом.

Дамы и господа.

Я говорил об образовании, потому что это часть той силы, которая ведет нас вперед. А фундамент у нас уже есть.

Сегодня мы должны признать, что вопреки всему нашему недовольству после восстановления независимости мы действительно добились многого. Очень многого.

Своими решениями, реализованными мечтами, своим трудом каждый из нас внес свой вклад в построение Эстонии.

Мы доказали, что Эстония достойна заботы и любви. Сейчас мы можем быть уверены в том, что мы извлекли уроки, что в этот раз мы сделали правильно.

Давайте же признаем: второй раз мы сделали лучше.

Нам есть что при необходимости защищать, что беречь и чем дорожить.

Это наша правда и наше право. Именно правду и действительность мы должны больше уважать и ценить. Правда. Правовое государство без права немыслимо, но право без правды – тоже.

Когда-то, наверное, в 1988 году, именно здесь, в Вирумаа, появилась первая ласточка свободы – газета колхоза «Виру», которая называлась Virulane. Газета имела сине-черно-белое обрамление, а ее лозунг звучал так: «Правда вознесется, а ложь падет».

Правда, к счастью, поднялась. Но в последнее время мы видим, как Ложь вновь поднимает голову. Она подрывает демократию и основы свободы. Мы столкнулись с ситуацией, когда успешно ставятся под сомнение истины, факты и эмпирическая правда.

Нам дают понять, что Правды вовсе не существует. Что всё относительно, все версии равны. Приведу в качестве трагического примера происшествие прошлого лета, когда общественности начали предлагать варианты причин гибели малайзийского пассажирского лайнера MH17.

Вариант а) российская ракета,

б) украинский истребитель,

в) пассажиры были уже мертвы, и самолет просто взорвали над Украиной или это сделали инопланетяне.

Утверждается, что все версии – равнозначная «правда», и задается вопрос: кто мы такие, чтобы решать, какая правда правдивее другой?

Эпоха просвещения началась после того как продолжающееся по сей день победное шествие естественных наук поколебало непреложность абсолютной божественной истины. Именно опровержение царивших века библейских догм и опиравшихся просто на авторитет Аристотеля точек зрения привело к пониманию того, что человек сам открывает истину. Она не дается откуда-то сверху и ее можно и, насколько это возможно, нужно доказывать.

Это привело к росту понимания того, что короли и цари вовсе не обладают высшим правом правления. В качестве альтернативы возникла идея о том, что народ имеет право, которое именно поэтому отражено в нашей Конституции: Эстония – это самостоятельное и независимое демократическое государство, в котором носителем высшей государственной власти является народ.

Иными словами, из победы над слепой верой вышли наши принципы современной демократии.

Современный подход расширил понятие Правды, утверждая, что есть несколько правд, и ни одна из них не является лучше другой. Интеллектуально интересная и очень западническая идея, но если ее поставить впереди повозки идеологии авторитарной ненависти, то это станет опасным. Особенно если она опирается на силу. Если мы не будем стремиться к Правде, то вновь обнаружим себя в средневековье, где правду спускали сверху, применяя силу. Там, где только Сила права. Именно это мы и видим сегодня на Украине.

Хорошо. Правд действительно может быть несколько, и часто так и бывает. Но защита от сознательной лжи должна сохраняться. Или, как сказал когда-то Карл Поппер, мы не в силах доказать правду, но можем доказать, что что-то является ложью.

Поэтому крайне важно, чтобы средства массовой информации не прекращали поиски правды и опирались на факты. И здесь я хочу похвалить журналистику Эстонии. Телезрители, пользователи Интернета и читатели газет, без сомнения, обратили внимание на то, что кандидаты в Рийгикогу ныне в эпицентре внимания гораздо больше, чем прежде.

Требовательность к ним возросла, и одних только красивых речей и пустых обещаний теперь недостаточно никому. Профессиональное отражение избирательной кампании укрепляет нашу демократию, развивает Эстонию как общество и как государство.

Это заставляет меня вернуться к началу речи: на выборах граждане укажут Рийгикогу и правительству направление движения. Как обычные люди мы изо дня в день принимаем решения, которые определяют нашу жизнь. Мы сами можем принимать решения, и мы делаем это. Но только до тех пор, пока пользуемся тем правом, которое предоставила нам самостоятельная демократическая Эстония.

Дорогой народ Эстонии, ваш голос – это и есть государство. Ваш голос – это распоряжение избранникам. Выбирайте!

Кого – вопрос вашего мировоззрения и совести. Выбирайте!

Ваш голос и есть демократическое государство.

Тогда Эстония действительно станет нашей республикой.

Тогда мы не должны будем клясть себя или судьбу.

Сегодня ровно 50 лет назад, 24 февраля 1965 года, крупный эстонский писатель Карл Ристикиви написал в своем дневнике следующие строки:

«Годовщина Республики. Вряд ли я думал об этом. Что мне до нее – разве это была моя респуб­лика? Она стала таковой, только когда исчезла».

Полвека спустя многие, сидя дома за столом или находясь в одиночестве, думают о том же: моя ли это республика? Мой ответ: это твоя и моя республика. Эстонская Республика каждого из нас!

И если это так, то не надо клясть себя или судьбу, тогда Эстония действительно будет нашей республикой, тогда она будет жить.

Да здравствует Эстония!

Наверх