Представитель Эстонии в Европейском суде по правам человека Райт Марусте предложил открыть дискуссию, которая могла бы привести к более фундаментальному изменению конституции Эстонии, пишет Postimees.
Высокопоставленный судья инициировал дебаты по изменению конституции Эстонии
По словам Марусте, выступившего сегодня в Таллиннском здании юридического факультета Тартуского университета, создание новой конституции предполагает наличие нового государственного устройства, поэтому все высказанные идеи следует называть только упорядочиванием конституции.
"Для перехода от коммунистического режима к свободному обществу потребовалась новая конституция, так как переход-изменение был более принципиальным и радикальным", - сказал Марусте.
"Окончание переходного периода и вступление в зрелое и свободное демократическое общество требует эволюционного приспосабливания, упорядочивания", - добавил он.
По его словам, конституции часто составляются в переломные моменты, когда отрицается предыдущий общественный порядок - так произошло и с ныне действующей у нас конституцией.
"Предыдущее, особенно его плохие черты известны, они пережиты и от них хотят освободиться. Вместе с тем, представление о том, что впереди, и куда идти, не слишком отчетливо, так как никто еще не видел и не испытывал этого", - пояснил Марусте.
"Сколько мы знали в 1992-м о том, где мы будем в 2010-м?", - спросил он.
Марусте порекомендовал, оправдывая изменение конституции, учитывать, что в начале 90-х опыт Эстонии в сфере демократии, правового государства и гражданского общества был мал, поэтому можно было бы взглянуть на конституцию с этой точки зрения с позиции более опытной страны.
Согласно предложению Марусте, политики могли бы, в первую очередь, для изменения конституции сформировать собрание экспертов, которые, исходя из полученных задач, записали бы свои предложения по поводу новой конституции.
Затем можно было бы передать этот материал политикам, которые, в свою очередь, внесли бы в него свои коррективы и вынесли полученный путем договоренности результат на референдум.