«Фехтовальщик»: легенда о великом тренере

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Опальный фехтовальщик Эндель (Мярт Аванди) проводит тренировку.
Опальный фехтовальщик Эндель (Мярт Аванди) проводит тренировку. Фото: wikimedia.com

На волне международного успеха «Мандаринов» на экраны выходит еще одна совместная лента.

В основу «Фехтовальщика», снятого студией Allfilm вместе с финнами и при участии Германии, легла история великого тренера по фехтованию и педагога Энделя Нелиса (1925-1993).

Эндель Нелис родился в Пярнумаа и в 1946 году поступил в Ленинградский институт физкультуры им. Лесгафта. Когда Нелис закончил второй курс, в Тартуском университете открылось физкультурно-спортивное отделение, и молодой человек перевелся туда. В 1950 году он окончил университет и был распределен в Хаапсалу, в 1-ю среднюю школу, учителем физкультуры. Нелис был разносторонним спортсменом, но главной любовью его было фехтование. Впервые чемпионом Эстонии он стал в 1955 году, а еще до того прославился как уникальный тренер.

Говорят, идея создать в Хаапсалу фехтовальный клуб En Garde Нелису пришла, когда он увидел, как мальчишки на улице увлеченно фехтуют палками. Тренер сам подобрал подходящие длинные прутья, вымочил их, чтобы сделать гибкими, наподобие клинка рапиры, насадил на них самодельные гарды и мягкие наконечники – и увлек спортивным фехтованием ребят. Уже через полтора года его ученица Иви Пупус стала чемпионкой СССР среди девушек. Среди учеников Нелиса были победители и призеры крупнейших международных турниров Кайдо Куур, Валерий Россар, Борис Йоффе. Маленький Хаапсалу стал признанным фехтовальным центром. Можно сказать, что нынешние медали чемпионатов мира и Европы, завоеванные эстонскими фехтовальщиками, выиграны благодаря фундаменту, который заложил Нелис.

Но это – история.

Драматургия против истины

У кинодраматургии – свои законы. Тем более что снимали фильм финны: режиссер Клаус Хяро, сценарист Анна Хейнямаа и оператор Туомо Хутри (тот самый, который работал с Ильмаром Раагом на фильме «Я не вернусь»). Снимались в нем, разумеется, эстонские актеры.

Если говорить о просчетах и неточностях картины, все они – в сценарии. Авторы картины создали параллельную реальность. Правда, параллельную только отчасти – почти все, что они придумали, могло быть. В фильме Эндель (блестящая работа Мярта Аванди!) приезжает в Хаапсалу прямиком из Ленинграда, с дипломом Института им. Лесгафта, чтобы спастись от преследований: его ждала многообещающая спортивная карьера, но им заинтересовалось Министерство государственной безопасности. По сценарию Энделя в конце войны призвали в немецкую армию, однако он не воевал – почти все ребята из того взвода бежали в лес и там скрывались до конца войны. Эндель взял девичью фамилию матери, чтобы его наверняка не нашли, но это не помогло.

Финские авторы «Фехтовальщика» создали жанровый микст из спортивной драмы, «школьной истории» о том, как молодой учитель, несмотря на противодействие отвратительного начальства, завоевывает сердца учеников и успешно противостоит унылой рутине, и серьезной исторической картины о тяжких послевоенных годах, не лишенной при этом некоторого мелодраматизма.

Как положено в фильме о спорте, путь к успеху лежит не просто через тернии, а через целую гору терновых венцов – и все постоянно висит на волоске. Нормального спортивного инвентаря в школе нет и быть не может, но тут на помощь Энделю приходит его ленинградский друг и тренер Алексей (Кирилл Кяро) – он присылает в школу два ящика со старыми, но вполне еще годными рапирами, масками и нагрудниками.

Придумано и снято это, разумеется, по высшему разряду. Двое суровых мужчин приходят в школу и спрашивают «товарища Нелиса». Эндель, зная, что его судьба под угрозой, мужественно спускается к пришедшим, а ему вместо постановления об аресте (которое он постоянно ожидает) вручают накладные на посылку. С какой радостью ребята извлекают из опилок клинки и маски!

Разумеется, неумеха Яан (Йоонас Кофф), которому поначалу кажется, что учитель к нему несправедлив, становится лучшим фехтовальщиком школы. К спортивной составляющей примешивается трагическая: у Яана замечательный, все понимающий дед (Лембит Ульфсак) из бывших, он еще до Первой мировой войны учился в университете в Германии и, как положено корпоранту, дрался на дуэлях (бережно хранимую рапиру он отдает внуку). Но деда арестовывают – очевидно, потому, что он «буржуазный элемент», – и в глазах артиста в этом кадре отражается весь характер: готовность ко всему, фатализм и боль за остающегося одиноким мальчика...

Побеждает спортивное вдохновение

Разумеется, на всесоюзных школьных соревнованиях в Ленинграде, куда Эндель, несмотря на слова друга, твердящего, что ему нельзя показываться в этом городе, привозит свою команду, поначалу все рушится. В финале командных соревнований, когда до победы остается 15 секунд, Яан ведет в последнем бое 4:3. Ему даже не нужно наносить сопернику пятый укол, достаточно не пропустить укол самому, но тут Яан подворачивает ногу, и на дорожку вместо него выходит запасная, трогательная маленькая Марта (Лийза Коппель). Против нее – длиннорукий парень, который сравнивает счет. Дана дополнительная минута, необходим решающий укол – и Марта оказалась на высоте...

Такой финал можно просчитать заранее (хотя возможен был и другой: поражение, которое стоит иной победы), но мне в этот момент трудно удержать слезу радости. При всех «но» авторы фильма точно рассчитали эмоциональную партитуру.

В картине есть несколько моментов, когда по-настоящему сопереживаешь герою. Когда на перроне он прощается с невестой (Урсула Ратасепп), а поезд вот-вот отойдет и ребята зовут Энделя с подножки вагона, хочется крикнуть: «Скорей же, пора!» И когда вернувшегося из сибирской ссылки Энделя встречает вся фехтовальная секция, понимаешь, что это неизбежный хеппи-энд, но сдерживать радость, поверять гармонию рациональным мышлением неохота.

Правда о трудном времени

Потому что в фильме есть главное. Привлекательный образ героя – его верность себе, идеалам, вера в максиму: «Делай что должно – и будь что будет!». И еще одна вещь – правда времени. Дело даже не в том, что детали – одежда, попадающие в кадр улицы – кажутся абсолютно достоверными, а в том, что характер эпохи угадан точно. И люди в ней – тоже.

Здесь нет выпадов а-ля бесноватая Софи Оксанен в адрес «этих русских». Алексей показан настоящим другом. Гэбисты, уводящие Энделя прямо с соревнований, – безликое олицетворение государственной машины подавления. К тому же этот уход снят так, словно тренера-победителя сопровождает почетный эскорт. Подлецы здесь – исключительно местные, те, кто служит чужой власти не за страх и не за совесть, а для самоутверждения, ради того, чтобы урвать кусочек благ и настучать на тех, кто неудобен. Ситуация это вневременная и надвременная.

Подлецов двое, и оба сыграны с предельной убедительностью. Директор школы (Хендрик Тоомпере) с холодным немигающим взглядом всюду ищет крамолу и пытается запретить фехтовальные тренировки под тем предлогом, что фехтование – пережиток феодализма. Есть еще его помощник, суетливый мужчина некомсомольского возраста с комсомольским значком на лацкане, густоусый и белобровый стукачок (в этом гриме не сразу узнаешь артиста Яака Принтса). Директор копает под Энделя по своей инициативе – отчасти из зависти к человеку, окончившему престижный вуз и ведущему себя свободно, отчасти потому, что не может не подличать. Директор-то и доносит на Энделя куда следует, зная, что тренера в Питере наверняка арестуют, и приезжает на соревнования, чтобы сопровождать детей домой, – он хочет выглядеть чистеньким. Намекает Энделю, что тому следует немедленно бежать, зная, что бежать некуда и тренер не уйдет, пока его команда борется за победу...

Дело не во времени, дело в людях. В трудные времена ярче проявляются и подлость, и человеческая чистота. Впрочем, какие времена – нетрудные?

Ключевые слова

Наверх