Дарья Саар: Цель канала – дать людям почувствовать себя полноценными членами общества

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Главный редактор нового телеканала Дарья Саар – живой мост между   двумя общинами.
Главный редактор нового телеканала Дарья Саар – живой мост между двумя общинами. Фото: Эрик Прозес

Решение принято – найден главный редактор для нового русского телевизионного канала.

О том, кто именно будет формировать творческий коллектив и осуществ­лять непосредственное руководство мультимедийным каналом, стало известно в прошедшую пятницу.

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что среднему русско­язычному зрителю, читателю и просто жителю Эстонии ваше имя известно мало. Человек вы непубличный, по образованию и опыту работы не журналист... Почему вы выставили свою кандидатуру на конкурс и почему победили?

На мой взгляд, в медийных кругах меня все-таки знают: пять лет назад я придумала, построила с нуля и все это время работала над двуязычным молодежным конкурсом старт­апов ENTRUM, созданным для формирования предприимчивого мировоззрения, деловых навыков и контактов у подростков от 13 до 19 лет. Огромные ежемесячные шоу на 600 человек в концертных залах по всей Эстонии плюс образовательная составляющая.

Мы работали над тем, чтобы наша молодежь не ныла сидя в своем углу, что все плохие, а я один хороший, а понимала, что ответственность за свою жизнь и свою успешность они несут сами. В сущности подобная позиция важна не только для молодежи. Я считаю, что нельзя жить так: с девяти до пяти часов отработал, а потом  ручка упала, и я уже ни о чем не думаю. От каждого из нас зависит качество жизни общества в целом.  

Говоря вашими словами, у главного редактора нового телеканала ручка вообще падать не должна...

В том-то и дело. Главный редактор должен быть предприимчивым и деловым человеком, нести ответственность за свои действия и понимать их цель и назначение.

Давайте по порядку. Расскажите, кто вы, откуда родом, какое у вас образование.

Мне 34 года. Я родилась в Ида-Вирумаа, но когда была совсем маленькой, родители, и я вместе с ними, уехали в Таджикистан, жили на Памире, потом переехали в Казахстан, в Семипалатинск. Училась в школе, серьезно занималась художественной гимнастикой. В 1994 году, когда одна социально-политическая система распалась, а другая еще не  возникла, и люди в массовом порядке собирали чемоданы и разъезжались по республикам, откуда были родом, мы тоже вернулись – приехали с тремя чемоданами на пустое место. Так что я тоже иммигрантка!  Все начинала с нуля, мне тоже было страшно и трудно. Я продолжала заниматься художественной гимнастикой, училась в обычной школе, выучила эстонский.

Язык – это в первую очередь средство общения, помогающее тебе общаться с людьми и реализовывать себя в конкретном социуме. Главное, чтобы человек хотел здесь жить и работать, а язык придет... Поступила в Таллиннский университет на факультет государственного управления, стала бакалавром, затем и магистром. Потом училась в Эстонской школе дипломатии.  

До какой степени вы интегрировались в эстонское общество?

Абсолютно! Я одинаково хорошо чувствую себя в обеих общинах. Когда приезжаю в Россию, тоже чувствую себя там превосходно. Во мне же столько кровей намешано: мама – эстонка, а со стороны отца – русские, татары, украинцы, поляки... Новый канал вызывает споры и дискуссии и с русской, и с эстонской стороны. Даже сейчас, когда вопрос решен, у эстонцев остались сомнения: нужен ли этот канал вообще.

Думаю, что моя фигура – это своеобразная гарантия, что этот канал не будет иметь пророссийской направленности. Если моя кандидатура вызывает доверие, то и канал будет вызывать доверие, так что я – не только главный редактор, но и живой мост между двумя общинами.

Каким будет новый канал? Чем он будет отличаться от ETV2, от «Актуальной камеры» на русском языке?  

Когда я подавала документы на конкурс, то в дополнение к требуемым представила всю концепцию: миссия, долгосрочные цели, оперативные задачи, план-график вплоть до мультимедийного хакатона,  с помощью которого будут отбираться новые проекты...

Объясните нашим читателям, что такое хакатон!  

Понятие «хакатон» пришло из области новых технологий: это форум, на котором программисты, маркетологи, менеджеры, веб-дизайнеры за 48 часов должны создать действующую модель товара или услуги. Эти мероприятия будут входить в число инструментов для создания передач нового канала и сведут вместе людей разных профессий, потому что если в коллективе одни журналисты, ты далеко не уедешь! Сильная команда подразумевает наличие в ее рядах членов с различными компетенциями и жизненным опытом. При этом базовые жизненные установки и ценности должны быть одинаковыми.

Можно сказать, что то, что вскоре увидят жители Эстонии, они нигде и никогда не видели? Это будет новое слово в телевидении?

Наш канал не будет привычным в том смысле, что тележурналисты смотрят, что происходит вокруг, и рассказывают об этом с помощью телевизионной камеры и ведущего. Нет! Этот канал должен дать жителям Эстонии возможность полноценно участвовать в общественной жизни, получая информацию и мотивацию для реализации себя в нашей стране. Концепция была утверждена руководством ERR, и мне дали карт-бланш. Этот канал мы будем создавать вместе со зрителями.

Каким образом?

Я уже упомянула хакатон, который намерена провести в конце мая. К нам сможет прий­ти любой автор любой идеи, а представители всех технических и творческих служб телевидения – операторы, режиссеры и связанные с бизнес-составляющей процесса продюсеры, маркетологи доведут воплощенную идею до потребителей, хотя мне это слово не очень нравится.

Слово «потребитель» для меня имеет несколько негативный оттенок: он все время берет, не отдавая ничего взамен. Я вижу в людях прежде всего творцов. Кроме того, за пять лет работы над проектом ENTRUM я получила очень интересный опыт: Эстония вроде маленькая, но по энергетике, целям-задачам, по эмоциональному фону, по настрою в разных регионах она такая разная!

Во-вторых, я поняла, что наше общество делится на группы не только по национальному признаку: люди одной профессии держатся вместе, но не пересекаются с представителями других родов деятельности: журналисты – отдельно, бизнесмены – отдельно,  работники культуры и искусства – тоже отдельно. Разобщенность в обществе – это то, из-за чего мы не можем двигаться вперед в экономическом и социальном развитии. Я хочу всех объединить.

И все это получится?

Конечно, получится! Только нужно много работать. И в первую очередь, работать с людьми. Наш коллектив будет состоять примерно из 20 человек, которые будут работать над утренними, вечерними программами, ток-шоу, над развлекательными передачами. Мы будем тесно сотрудничать с Радио 4, русской редакцией ERR, интернет-порталами, социальными сетями. Чтобы команда заработала на общую цель и начала двигаться в унисон, каждый человек должен понять, как его работа будет влиять на конечный результат. У творческих людей хорошо развито эго, и поэтому надо научить людей работать в команде, и на сегодняшний день это – самое главное.

Ну хорошо, команду собрали, люди все поняли, а о чем будете вещать?

У меня уже спрашивали, как мы будем конкурировать с российскими каналами. У нас есть большое преимущество: российские каналы не говорят о нас, жителях Эстонии, и об актуальных для нас темах. Они говорят об Эстонии только преследуя свои пропагандистские цели, а как люди мы их не интересуем. Наш новый канал будет обсуждать с людьми то, что им интересно или что может стать для них интересным, если они об этом узнают. Например, что происходит на Tallinn Music Week, на кинофестивале PÖFF, Фес­тивале мнений или в старт­аповской среде.

При этом мы будем не просто рассказывать об этих событиях по-русски, не только информировать и развлекать, а сделаем так, чтобы наши зрители не пассивно смотрели на экран, а принимали активное участие и в событиях, и мероприятиях, и передачах. Самая главная цель канала – дать людям почувствовать себя полноценными членами общества. Я не могу влиять на законы о гражданстве, но с помощью канала постараюсь вдохнуть в людей уверенность в себе.

Люди старшего поколения не представляют, как это они будут смотреть не РТР и не НТВ, а что-то другое. Что предложит новый канал этому поколению или он все-таки будет ориентирован на молодежь?  

На канале будут передачи, в которых они смогут в качестве примера активного отношения к жизни  увидеть людей своего поколения. Я уже предупредила руководство, что никаких черных списков, персон нон грата или табу на этом канале не будет. Для меня важны все люди!

Будут ли у нового канала технические возможности для создания привлекательного телевизионного изображения, чтобы, например, ток-шоу были не только по содержанию, но и визуально хотя бы сопоставимыми по уровню «картинки» с подобными программами российского телевидения?

Я сделаю все возможное, чтобы соответствовать высокому уровню, чтобы видеоряд был привлекательным и современным. Программы будут мультимедийными: они должны будут одинаково хорошо восприниматься слушателями, зрителями и пользователями Интернета.

А также я надеюсь, что новый канал будет таким содержательным, что его будут цитировать и печатные издания. Чтобы обеспечить высокое качество вещания нового канала, мы откроем при нем, как в Останкино, телерадиошколу, в которой будут и курсы подготовки для тех, кто выйдет в эфир, чтобы они чувствовали себя уверенно в кадре, и каждый желающий сможет изучать у нас теле-, радио- или медиадело, учиться на оператора или постигать ораторское искусство...

А у нас есть учителя для этой школы?

Главное – поставить задачу!

Вы ведь не публичный человек?

Нет.

Но вам придется привыкать мелькать в светской хронике, позировать перед фотокамерами, ходить на президентские балы...

Я думаю, что на канале вскоре появится целый ряд ярких личностей, которые будут на экранах, а я останусь за кад­ром.

Вы принципиально этого не хотите?

Я не хочу работать в кадре. Я участвовала в конкурсе на место руководителя этого канала не для того, чтобы демонстрировать свои способности на телеэкране. Я хочу создать канал, создать систему, дать возможность для реализации другим людям.

А уже есть на примете журналисты, которые станут лицом канала?

Есть.

Не скажете?

Нет!

Ключевые слова

Наверх