Два года назад Центр профессиональной реабилитации Астангу подготовил на эстонском языке тест профессиональных интересов Jobpics. Работу с иллюстрированными карточками теста можно сравнить с раскладом карт Таро. Тест Jobpics пришел из Норвегии, его разработал консультант по вопросам карьеры Арне Свендсруд.
Cовременные «карты Таро» предсказывают будущее
В понедельник утром автор этих строк отправилась в Центр профессиональной реабилитации, чтобы увидеть, как работает данный метод.
Меня ждали в кабинете на третьем этаже. «Если быть точным, это – опросник, инструмент для уточнения профессиональных интересов», – отметила в начале встречи заведующая учебным отделом Эбе Вярк, по словам которой, метод может быть использован при работе с людьми любого возраста, даже с детсадовцами, которым требуется рассказать о профессиях. Поскольку метод основан на картинках, то не возникает и языкового барьера.
В глазах зарябило
Эбе Вярк достала из светло-серого чемоданчика около двухсот карточек размером с почтовую открытку. Картинка на одной стороне дает представление о какой-либо профессии, на обратной стороне напечатаны еще две небольшие картинки, связанные с похожими профессиями.
Вся эта кипа карточек оказалась передо мной, а Вярк положила на стол еще пять своих с надписями: «не вызывает интереса», «вызывает небольшой интерес», «вызывает интерес», «хочу получить больше информации» и «не подходит». Руководствуясь надписями, мне нужно было разложить свои картинки.
В первый момент у меня зарябило в глазах. Увидев мое смятение, Вярк улыбнулась: «Вам же не главное решение в жизни предстоит принять, разложите карточки по своему усмотрению, мы все равно их еще раз рассортируем».
Сосредоточившись, я стала одну за другой рассматривать карточки. Те, что вызвали интерес, очень быстро сложились в стопку. Сложнее оказалось решить, что вызывает небольшой, а что – большой интерес. Попутно Вярк заметила, что, как правило, профессий, вызывающих интерес у женщин, намного больше, чем профессий, которые интересуют сильный пол: мужчины четко и конкретно ориентируются на определенные виды деятельности.
Некоторые карточки я сразу откладывала в стопку «не подходит», учитывая состояние своего здоровья или то, что данная работа сразу вызывает у меня отторжение. Мне совсем не улыбалась, например, перспектива работать в фирме, оказывающей услуги по переезду, или – на бойне.
«Судя по размеру стопок с карточками, вы действовали вполне логично», – сказала Вярк. Первым делом она взяла те карточки, которые я отложила как неподходящие, и попросила объяснить мое решение. Затем она выложила передо мной шесть букв, которые образуют акроним RIASEC. Каждая буква в этой аббревиатуре, соответствует конкретному типу профессии: практичная (R), исследовательская (I), творческая (A), социальная (S), требующая предприимчивости (E), привычная (C).
«Так складывается основной тип профессии человека», – сказала Вярк, отметив, что чистых типов не бывает. Большинство отобранных мною карточек относились к R или A, что показалось мне странным, некоторые выбранные мною профессии были из разряда E и I.
Разобрав карточки, я объяснила, почему выбрала ту или иную профессию. «Думаю, вам нравится такая работа, когда сразу видишь результаты своего труда», – решила Вярк.
Приложить усилия
Разложив все карточки, словно пасьянс, я остановилась на четырех профессиях: иллюстратора, реставратора мебели, маляра и садовника. На этом работа с карточками в моем случае закончилась.
Как правило, после окончательного отбора тщательно анализируется каждая профессия, обсуждается вопрос о том, хочет ли тестируемый учиться дальше в этом направлении, какие конкретные шаги он готов для этого предпринять.
После консультации я поняла, что в свое время, решив учиться на журналиста, я мысленно уже прошла похожий тест. Как и при любом другом предсказании, сбывается то, ради чего человек готов приложить усилия.
Реальное представление о профессии
За последние полтора года такими «консультационными чемоданами» обзавелся не только астангуский центр профессиональной реабилитации, разработавший метод сов-
местно со специалистами из многих других европейских стран. Аналогичные материалы есть в распоряжении центров Rajaleidja и отделений Кассы страхования от безработицы, и они довольно часто используются.
«Поскольку на картинках изображены конкретные рабочие ситуации, то молодые люди сразу получают представление о работе, например, о том, как каменщик кладет стену. Ведь когда просто просматриваешь список профессий, то мысленно перед глазами не встает картина, чем занимается человек», – сказала консультант по карьере Вильяндиского центра Rajaleidja Марили Ленк, использующая тесты Jobpics во время и групповых, и индивидуальных консультаций.
Специалист по карьерной информации Вильяндиского центра Rajaleidja Туули Мекк тоже использует эти тесты, чаще всего она демонстрирует карточки, когда выступает перед учащимися выпускных классов, которые, по идее, уже должны определиться с тем, какую профессию выбрать. Она предлагает выбрать пять карточек, а затем ученики рассказывают, почему их привлекает та или иная профессия.
Как сказала консультант по карьере Раплаского отделения Кассы страхования от безработицы Эллико Конно, пару раз она тоже использовала карточки, но в повседневной работе предпочитает другие методы, т.к. тест Jobpics предназначен прежде всего для людей с ограниченными возможностями. «Но это не значит, что впредь, когда консультации по карьере будут предоставляться более широкому кругу лиц, этот метод не может использоваться наряду с другими», – сказала она.