Если бы Яака Мадисона не было, его следовало бы выдумать. Иначе мы бы не представляли себе, как глубоко инфицировано наше общество.
…Да несчастье помогло
Избрание 23-летнего Яака Мадисона членом парламента вызвало к его персоне особо пристальный интерес, поскольку столь юных депутатов в высшем законодательном органе Эстонской Республики за всю историю ее существования, включая довоенный период, было, мягко говоря, не очень много. Поэтому вполне объяснимы тщательные раскопки, срочно предпринятые журналистами и другими заинтересованными лицами, в биографии «вундеркинда Консервативной народной партии Эстонии», как назвал его член правления EKRE Мартин Хельме. Накопанного оказалось достаточно, чтобы разразился громкий скандал.
«Гитлер дал нам работу»
Сама по себе написанная будущим депутатом Рийгикогу три года назад в блоге фраза о том, что в идеологии фашизма «довольно много положительных и необходимых для сохранения национального государства нюансов», конечно, никакой иной оценки, кроме негативной, не заслуживает. Но гораздо важнее для нас в данном случае та реакция, которую мысль вундеркинда EKRE вызвала в обществе.
Вообще-то Мадисон не является первооткрывателем в процессе поиска и признания «положительных нюансов» фашизма и национал-социализма. В 1965 году на экраны вышел документальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». В его основу были положены кадры из трофейной кинохроники Третьего рейха и ленты из личного архива Гитлера, плюс фотографии, изъятые у убитых эсэсовцев, а также съемки, сделанные в процессе работы над фильмом. В одном из таких эпизодов режиссер беседует с пожилой четой немцев, живущих в послевоенной Германии, – рядовыми бюргерами, которые не состояли в рядах Национал-социалистической рабочей партии Германии и ни к каким злодеяниям прямо не были причастны.
В этой неспешной мирной беседе на фоне по-немецки аккуратно расставленных на столе чашечек и тарелочек, традиционных пасторальных картинок на стенах и вышитых салфеточек на спинках кресел, автор задает вопрос: почему население Германии было так фанатично предано Гитлеру? И тут звучит фраза, произнесенная будничным тоном, которая производит едва ли не более жуткое впечатление, чем кадры пыток и казней: «Конечно, были концлагеря и газовые камеры, но мы о них ничего не знали. А ведь Гитлер дал немцам работу!»
Так что по части определения позитивных сторон фашизма корни следует искать не в постах молодого Мадисона.
Комментарии излишни
«Распространяющаяся, подобно раковой опухоли, героизация нацизма и фашизма», «изнасилование свободы слова»… Эти цитаты взяты не из ток-шоу Владимира Соловьева, их произнес главный редактор портала DELFI Урмо Соонвальд по поводу взрыва эмоций в комментаторской среде как реакции на сообщения о развитии ситуации вокруг Яака Мадисона. В связи с этим руководство портала приняло оперативное решение закрыть комментарии к материалам об EKRE. «Я согласен, – сказал Соонвальд, – с самым давно работающим нашим модератором, который признался, что такого еще не видел! Ничего такого – направленного зла – я тоже не видел уже давно. Даже начало агрессии на Украине не было таким однозначно печальным».
Произошедшее – это сигнал, что в нашем обществе что-то неблагополучно. И показательно, что высказывания о положительных и полезных нюансах фашизма публично осудили многие эстонские политики, включая лидера Партии реформ Таави Рыйваса, председателя IRL Урмаса Рейнсалу и даже патрона Яака Мадисона, председателя EKRE Марта Хельме. Да и сам Мадисон вынужден теперь постоянно оправдываться, что он вовсе не является поклонником национал-социализма, и его записи в блоге были неверно истолкованы.
Надменное молчание сохранил только глава эстонского государства Тоомас Хендрик Ильвес. Правда, его канцелярия выступила с разъяснениями, что президент республики ранее неоднократно высказывался в негативном ключе о тоталитарных режимах, в том числе о фашизме и национал-социализме, так что его позиция достаточно хорошо известна. Но и другие политики ранее тоже давали отрицательную оценку тоталитарным режимам, однако это не помешало им определить свою позицию и в сегодняшней ситуации. Возможно, для президента его нынешнее положение «хромой утки» является своего рода иммунитетом от высказываний на темы, по которым высказываться не хочется…
Эффект свистка
В сложившейся ситуации самое главное – не ограничиться одной лишь внешней, эмоциональной реакцией на происходящее. Иначе есть риск, что вся позитивная энергия протеста против героизации нацизма и фашизма уйдет в свисток.
В целом реакция большинства официальных лиц и организаций на случившееся оказалась вполне здоровой, и теперь важно не утратить способность рассуждать и действовать в том же духе. Почему именно эта идеология вдруг (?) оказалась такой привлекательной для тысяч (!) сегодняшних жителей Эстонии? И хотя комментарии на DELFI не содержат данных о возрасте их авторов, но понятно же, что абсолютное большинство этой аудитории – люди молодые. Для них, как и для самого Мадисона, что Вторая мировая война, что Третья пуническая – явления примерно одного хронологического ряда: «давно прошедшее». Как, наверное, и для многих их сверстников в других странах. И, кстати, в государствах Европы, больше всех пострадавших от гитлеризма, сегодня все острее встает та же проблема: рост популярности нацистских и фашистских идей.
Может быть, стоит больше внимания уделять этому предмету в школе и в вузах? И с меньшим восторгом освещать слеты ветеранов Waffen SS? В конце концов, неплохо бы научить молодежь мыслить самостоятельно. Настолько, чтобы она могла не просто констатировать – «при национал-социализме бурно развивалась военная промышленность, что вывело Германию в ряды наиболее развитых стран и дало немцам десятки тысяч рабочих мест», но и сделать логически напрашивающийся вывод – «что и привело Германию к войне против всего мира с известным печальным результатом». Да, после войны Германия снова вышла в лидеры. Но уже без нацистов. Значит, не в них залог успеха.