От кого будет зависеть будущее гендерного равноправия?

Оливер Кунд
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Полномочия Мари-Лийз Сеппер, занимающей пост уполномоченного по гендерному равноправию, истекают в октябре.
Полномочия Мари-Лийз Сеппер, занимающей пост уполномоченного по гендерному равноправию, истекают в октябре. Фото: Лийс Трейманн

Министерство социальных дел ищет преемника на должность, с которой в Эстонии связано больше всего предубеждений.

В октябре истекает срок пребывания  в должности уполномоченной по гендерному равноправию и равному обращению Мари-Лийз Сеппер. Организации национальных меньшинств задумались о том, удастся ли, наконец, сломать сложившиеся в обществе стереотипы, если на этой должности останется занимающая этот пост сегодня Сеппер, или для решения этой задачи нужно найти нового человека.

«Деликатна. Стремится достичь консенсуса. Склонна держать все под контролем. В дискуссиях отстаивает свое мнение, порой излишне эмоциональна». Вот лишь некоторые из характеристик, которыми награждают Сеппер.

Она была назначена уполномоченной по гендерному равноправию и равному обращению в октябре 2010 года, до этого была советником уполномоченного. За прошедшие пять лет Сеппер, безусловно, удалось определить сферу деятельности, относящуюся к гендерному равноправию. «Как юрист она отлично выполняет свою работу, действует в пределах предоставленных ей полномочий», – считает депутат Рийгикогу и доцент Тартуского университета Барби Пилвре (Социал-демократическая партия). В своем мнении Пилвре не одинока.

Когда в 2010 году Сеппер заняла должность уполномоченного, в ее подчинении было два сотрудника. К настоящему времени в бюро уполномоченного по гендерному равноправию работают семь человек – правда, все женщины; в скором времени штат пополнится еще двумя сотрудниками.

Если поначалу бюро в основном рассматривало жалобы, то сейчас круг вопросов расширился от дискриминации по половому признаку до ненадлежащего обращения с работниками и людьми с инвалидностью.

Непростая работа

Бюро получает значительную финансовую помощь со стороны Норвегии, и сегодня уполномоченный по гендерному равноправию и равному обращению отстаивает права подвергающихся дискриминации людей в суде и комиссии по трудовым спорам, создавая таким образом юридическую практику. В уездных центрах сотрудники бюро дают юридические консультации. Сеппер добилась того, что все программы развития Эстонии и законопроекты должны рассматриваться с точки зрения гендерного влияния.

Общественность наверняка запомнила победу, одержанную Сеппер в 2012 году в юридическом споре с Департаментом сельскохозяйственных регистров и информации, который безосновательно снизил зарплату сотрудницам, вышедшим на работу из отпуска по уходу за ребенком, под тем предлогом, что за время, пока они находились дома, их квалификация снизилась.

В своей деятельности Сеппер доводилось глотать и горькие пилюли. В 2011 году она инициировала расследование в отношении двух организаторов Сааремааского забега, которые ради поддержания интереса к мероприятию среди местного населения отклонили просьбы на участие в забеге бегунов из африканских стран. Критика уполномоченного по гендерному равноправию вывела из себя благочинного местной лютеранской церкви, который потребовал отставки Сеппер.

Совсем недавно, в начале марта, Сеппер вновь оказалась в центре внимания СМИ, когда указала на то, что судьи, выносившие решение в связи с предполагаемой попыткой изнасилования несовершеннолетней девочки, не свободны от гендерных стереотипов.

Из-за всего этого кое-кто искоса смотрит на работу уполномоченного по гендерному равноправию, считая, что виной всему личность самой Сеппер. Статистика тоже говорит не в ее пользу. Эстония по-прежнему остается страной с самым большим в Европе гендерным разрывом в оплате труда. Как следует из представленного недавно на Всемирном экономическом форуме доклада, по индексу гендерного неравенства Эстония занимает 62-е место, хотя в 2006 году была на 29-м месте.

Конечно, уполномоченный по гендерному равноправию в этом не виноват, но, как считают те, кто наиболее требовательно относятся к ее работе, Сеппер не имеет в правящих кругах такого веса, чтобы убедительно воздействовать при принятие политических решений. Другими словами, не пришло ли время назначить на этот пост человека, который обладает таким же весом, каким обладают, например, деятели, занимающие пост государственного контролера или канцлера юстиции?

«Самым большим достижением является то, что гендерное равноправие и равное обращение больше не воспринимаются, как третьестепенные вопросы. Как сделать так, чтобы этой сфере уделяли такое же первостепенное внимание, как разрыву в оплате труда?» – задается вопросом депутат парламента Марианне Микко (Социал-демократическая партия).

Как сказала аналитик центра Praxis и лектор Тартуского университета по гендерным исследованиям Хелен Бийн, благодаря Сеппер гендерное равноправие сделало огромный шаг вперед. Другой вопрос, что будет с этой сферой, когда в конце 2015 года завершится проект, на реализацию которого Норвегия выделила почти 700 000 евро. Если каждый год в своем отчете уполномоченный по гендерному равноправию указывает на отсутствие политической воли, то откуда возьмутся средства на то, чтобы бюро уполномоченного могло продолжить работу?

«Лично я считаю, что именно уполномоченный по гендерному равноправию должен проявлять инициативу и дергать за ниточки. На самом высоком уровне, где принимаются решения, не хватает политической сознательности. На мой взгляд, если уполномоченный будет оказывать только юридическую помощь, это крайне невыгодно государству», – сказала Бийн.

Кто будет следующим?

Как считает Бийн, если пост уполномоченного по гендерному равноправию займет человек, обладающий харизмой и даром убеждения, эта сфера получит новое развитие. «Очевидно, что у нынешнего уполномоченного сложилась определенная репутация, которая не всегда оправдана: мол, Сеппер юрист и далека от народа. Зачастую это мешает тому, чтобы широкая общественность узнала о деятельности уполномоченного», – сказала она.

«Возможно, это связано с недостатками в работе коммуникационного бюро уполномоченного по гендерному равноправию. Тема воспринимается как абстрактная, далекая от реальной жизни. Люди, конечно, понимают, что получают небольшую зарплату, но они не связывают это с гендерным равноправием», – отметила Пилвре.

Ни у Барби Пилвре, ни у Хелен Бийн нет готовых решений, касающихся работы уполномоченного. Разве что обе считают, что в следующие пять лет нужно изменить подход к гендерному равноправию. В 2010 году на конкурс на замещение должности уполномоченного по гендерному равноправию и равному обращению с зарплатой в 2400 евро было подано 97 заявлений. «Наверняка в этом году конкуренция будет не ниже, если не выше», – предположила Бийн.

Новый уполномоченный по гендерному равноправию должен будет приступить к работе в октябре, но желающие занять этот пост должны подать заявление в Министерство социальных дел уже к

5 апреля. Postimees не удалось получить от Мари-Лийз Сеппер подтверждения, что она намерена участвовать в конкурсе на замещение должности уполномоченного.

Требования

Требования к кандидату на пост уполномоченного по гендерному равноправию и равному обращению

• Высшее образование, желательно юридическое.

• Обширные знания, касающиеся защиты прав человека.

• Опыт работы не менее пяти лет, желательно в сфере защиты прав человека, гендерного равноправия или равного обращения.

• Знания и потенциал в области руководящей работы.

• Высокая стрессоустойчивость и самообладание.

• Умение вести переговоры, налаживать сотрудничество и делегировать обязанности.

• Толерантность, ощущение миссии, способность к эмпатии.

• Умение выражать свои мысли письменно и устно, готовность к публичным выступлениям.

• Владение эстонским и английским языками на высшем уровне.

• Знание принципов хозяйственной деятельности публичного сектора и составления бюджета.

Комментарии
Copy
Наверх