Российский союз промышленников пригласил члена совета Центрального союза работодателей ЭР Энна Вескимяги на конгресс, где главный доклад прочитал президент РФ Владимир Путин.
Энн Вескимяги: косвенно санкции затронули и нас
Эстонский предприниматель Энн Вескимяги, сидя в первых рядах зала московского отеля Ritz Carlton на бизнес-форуме, своими глазами видел, как президент России Владимир Путин отправил договор о границе с Эстонией в Госдуму и призвал российских предпринимателей возвращать капиталы на родину.
Глава предприятия Standard принял участие в ежегодном конгрессе российских предпринимателей именно из-за пограничного договора, заключению которого, по словам Вескимяги, оказывали содействие он сам и президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
Приглашение Вескимяги на главный форум российских предпринимателей в период, когда против соседней страны – России введены жесткие санкции, выглядело необычно, поскольку из гостей на мероприятии присутствовали только представители деловых кругов Эстонии, Финляндии, Германии и Франции.
Почему вас пригласили на подобное мероприятие в то время, когда Россия оказалась в международной изоляции из-за агрессии против Украины?
Главной причиной моего приглашения было то обстоятельство, что летом 2012 года мы вместе с Александром Шохиным инициировали подписание пограничного договора между Эстонией и Россией. Поэтому мои отношения с Шохиным немного иные, чем у коллег из других стран, которых с ним связывают только дела по работе.
В прежние годы я также бывал на конгрессах РСПП. Кроме того, меня пригласили на аналогичный конгресс работодателей Украины, который состоится в начале июня.
Вы, вероятно, единственный эстонец, который в период продолжающегося уже более года украинского кризиса встречался с президентом России Владимиром Путиным.
Я не могу сказать, что встречался непосредственно с Путиным, поскольку я только видел его выступление.
Почему Путин направил договор о границе в Госдуму именно сейчас?
Процесс длился уже пару лет, и договор о границе в течение этого времени всегда был одной из тем моих разговоров с Шохиным. Благодаря отношениям Шохина с администрацией президента это дело вообще сдвинулось с места. Именно он был тем человеком, который в 2012 году в Москве организовал встречу председателя комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсона и председателя комиссии по иностранным делам Госдумы Алексея Пушкова. Следует поблагодарить Михкельсона, который нашел в себе смелость и съездил на встречу, а затем договорился с четырьмя парламентскими фракциями в Эстонии о том, что договор будет поддержан.
Как теперь может пойти ратификация договора о границе?
Процесс идет постоянно, и Шохин все время меня о нем информирует. Я надеюсь и в дальнейшем быть в курсе дела. Хотелось бы, чтобы в течение этого года дело было доведено до конца. Как в Эстонии, так и в России имеются оппозиционеры, выступающие против договора о границе. Это и есть демократия, когда все точки зрения необходимо выслушать.
Почему же Шохин, у которого есть и более важные дела, столь активно поддерживает заключение договора о границе и так тепло относится к Эстонии?
Шохин заслуживает нашей благодарности за то, что он много сделал в интересах эстонского государства.
В свое время, заключая договор с организацией российских работодателей, мы включили туда пункт о том, что будем способствовать заключению договора о границе. Вероятно, президент организации, который участвует в заседаниях правительства и имеет связи в Кремле, поставил своей целью что-нибудь сделать в этом направлении.
Сначала мы пытались продвигать тему через правительство и Министерство иностранных дел, но эстонский министр иностранных дел еще не созрел для решения этого вопроса. Тогда мы перешли на уровень парламента, и дело сдвинулось с мертвой точки. Вероятно, в Шохине проснулся спортивный интерес довести дело до конца.
Какое значение имеет договор о границе для предпринимателей Эстонии, ведь отношения Европы и России могут оставаться холодными в течение многих лет?
Договор о границе имеет большое политическое значение и не такое сильное экономическое. Эстония – единственное граничащее с Россией государство Европейского союза, которое не имеет договора о границе. В то же время Россия пообещала после договора о границе ратифицировать договор о защите инвестиций и отказе от двойного налогообложения.
А это уже непосредственным образом представляет интерес для предпринимателей, так как бизнесмены, чья продукция не попадает под действие санкций, продолжают ее экспортировать. При этом стоит учитывать, что наш экспорт в Россию упал с десяти процентов до четырех, в Финляндию – с 20 процентов до 14.
Было ли в выступлении Путина какое либо послание, важное и с точки зрения экспорта из Эстонии?
Выступление Путина было адресовано прежде всего крупным предпринимателям России и призывало возвращать деньги на родину. В нем также говорилось о налоговой амнистии для тех, кто будет переводить средства из оффшоров в Россию.
Если в ходе прежних встреч представителей РСПП и Путина проводился раунд открытых вопросов-ответов, то в этом году президент непосредственно пообщался только с руководством РСПП. Он заявил, что у него мало времени, поскольку нужно лететь в Казахстан.
Можно ли сказать, что российские предприниматели смирились с напряженными отношениями между Россией и Западом и готовы жить дальше, несмотря на этот факт?
В России пока еще идет адаптация бизнеса к последствиям от введения санкций, и я не знаю, насколько у предпринимателей хватит терпения. Министр финансов России сообщил, что рубль стабилизировался и нынешняя 18-процентная инфляция к концу следующего года снизится до отметки в семь процентов.
Большой проблемой по-прежнему являются отношения бизнеса с банками и процентные ставки, которые достигают 17 процентов. Размер ставок привел к приостановке иностранных инвестиций, которые сократились в прошлом году по сравнению с 2013 годом почти наполовину.
Какое же будущее ожидает отрасли российской экономики, которые не связаны с экспортом сырья?
Предприниматели и министры воздержались от эмоциональных заявлений. Речь шла не только о тяжелом положении России, но и об ожидаемой в течение года стабилизации ситуации. В России многое все еще зависит от того, что произойдет с ценами на нефть и газ.
Можно ли было заметить среди деловой элиты России какое-то недовольство режимом Путина?
Я не заметил ничего подобного. Рейтинг Путина остается высоким, что свидетельствует об отсутствии недовольства его курсом. Предприниматели предпочитают не говорить о том, в какой степени их затронули санкции. При этом стоит признать, что косвенно санкции затронули и нас.
Учитывая, что политические отношения охладели, а экономические связи рушатся, может ли деловая элита Эстонии предложить России какое-либо партнерство?
Я думаю, что с точки зрения России, Эстония никак не является самой важной точкой планеты. Работодатели Эстонии всегда готовы общаться с партнерами в России, когда речь идет о конкретных проектах.
Деловой интерес к Эстонии в России не ослаб, хотя стоит признать, что работа стопорится из-за банков. Инвестиции российских предпринимателей в Европейский союз за последнее время возросли, и Эстонии может извлечь из этого свою выгоду.
Как вы полагаете, может ли у России после агрессии на Украине появиться мысль ввести свои войска в Прибалтику?
Я считаю, что мы перегнули палку в разговорах о российской угрозе. Накануне выборов политики переборщили, комментируя эту тему. Я убежден, что с точки зрения военного вторжения в настоящее время Россия не испытывает к нам ни малейшего интереса.
3 мысли
• Рейтинг Путина остается высоким, что свидетельствует об отсутствии недовольства его курсом. Российские предприниматели предпочитают не говорить о том, в какой степени их затронули санкции.
• Эстония – единственное граничащее с Россией государство Европейского союза, которое не имеет договора о границе. В то же время Россия пообещала после договора о границе ратифицировать договор о защите инвестиций и отказе от двойного налогообложения.
• Работодатели Эстонии всегда готовы общаться с партнерами в России, когда речь идет о конкретных проектах. Деловой интерес к Эстонии в России не ослаб, хотя стоит признать, что работа стопорится из-за банков.