Культура. Изгнание искусства, искусство изгнания

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Мерике Лугус (род. 1943) «Доверься мне» (1989)
Мерике Лугус (род. 1943) «Доверься мне» (1989) Фото: Сергей Трофимов

Выставка под названием «Эстонское искусство в изгнании», открывшаяся в KuMu в начале сентября, вызывает странное ощущение: ностальгические мотивы тут, конечно, встречаются, но отнюдь не превалируют.

Уехавшие в 1944 году и родившиеся за кордоном художники оставались прежде всего художниками, про их творчество нельзя сказать, что в изгнании оно сохраняло в себе некие специфически эстонские черты. Эти картины и скульптуры не лучше и не хуже тех, что создавались в советской Эстонии – они просто другие.

И, конечно, они все разные – с точностью до творца. Тут есть «элементы сладкой жизни» вместо советского быта, есть небоскребы вместо многоэтажек Мустамяэ, есть и экзотика, однако сказать, что восприятие живописцев было качественно иным, невозможно. Больше свободы? Очень может быть, но свобода ведь не главное, куда важнее тема, стиль, мастерство. Похоже, правы те, кто говорят, что вдохновение не знает национальности и у всякого художника есть лишь одна родина – святое искусство.

Ключевые слова

Наверх