Когда медиа-клуб «Импрессум» объявил о приезде в Таллинн российского писателя Германа Садулаева, журналисты замерли в напряженном ожидании: а ну не пустят его в Эстонию?
День дурака – как День сурка
Мы с коллегой азартно шарились по Интернету в поисках чего-нибудь когда-либо сказанного Садулаевым по больным вопросам. «О! – радовался коллега, – точно пустят. – А-аа, нет, точно не пустят…» – «А ты смотри, что здесь написано, – возражала я. – Просто обязаны пустить. Хотя, с другой стороны…» В итоге счет оказался ничейным, и у нас осталось два изначальных варианта: то ли пустят, то ли нет. О том, что существует третий вариант – который реализовался, – мы, наивные и лопоухие, не догадывались.
Садулаева впустили и даже разрешили ему не только выступить, но и встретиться с эстонскими собратьями по перу, более того – его выпустили. Но уже без многократной шенгенской визы, которую аннулировали прямо в аэропорту. Это такой новый вид издевательства: увидеть Таллинн – и умереть для Европы. Не зря же сам Герман по этому поводу написал: «Прощай, Европа! Я тебя по-своему любил». Человек, виртуозно владеющий словом, уж точно знает разницу между словами «прощай» и «до свидания».
Торжественный отъем визы состоялся 1 апреля – день для подобного мероприятия лучше и нарочно не подберешь. Поэтому мы долго колебались: уж не шутка ли это? Нет, нормальный классический День дураков.
Господа, кого лишили визы? Интеллигента, убежденного пацифиста, человека, свободного от национальных предрассудков, отнюдь не поклонника Путина, на выступлении ни слова плохого о нашей стране или ЕС не сказавшего и выразившего надежду, что если он напишет произведение об Эстонии, то это будет «что-то доброе и хорошее». Ну да, теперь эта надежда, конечно же, превратилась в твердую уверенность – так положительный имидж государства и формируется.
Другой вопрос – за что Садулаева лишили визы. Это понятно – за «связи, порочащие его»: с клубом «Импрессум», которому эстонские власти давно устраивают вырванные годы, причем с огоньком и выкрутасами. Можно было бы писателя не впустить, как это уже было с рядом граждан России, так нет же! И почему-то мне видятся в этом не рассеянность и головотяпство спецслужб, а особый цинизм. Съездил? Выступил? Пообщался? Теперь дома посидишь, подумаешь над своим поведением.
Честно говоря, так противно мне не было давно и, думаю, не мне одной. Хотя, казалось бы, а мы тут при чем? Но, тем не менее, почему-то стыдно. Ну не нравится нашим властям «Импрессум», прихлопнуть который нет законных оснований, так пусть борются с ним какими-то цивилизованными методами – отправляют, например, на публичные встречи с «не такими» гостями опытных полемистов, которые в пух и прах разобьют доводы россиян. Но то ли нет у нас таких полемистов, то ли
работает холопская привычка пакостить исподтишка. И при этом гаденько хихикать.
Для выступления с триумфом вернувшегося в Эстонию Джульетто Кьезы в Таллинне не нашлось аудитории – только в Маарду. Наученные горьким опытом неприятного общения с МИДом Италии и во избежание близкого знакомства с аналогичными структурами Франции и Германии, сильные мира нашего стоически вытерпели Димитрия де Кошко и Петера Шульце, а тут – такая удача! Ну просто грех было не воспользоваться случаем.
Тогда и я воспользуюсь и процитирую слова Садулаева:
«Самая большая ошибка –
это пренебречь русскими.
Посчитать русских слабыми.
Обидеть русских.
Никогда не обижайте русских.
Русские никогда не бывают так слабы,
как вам кажется.
Не дай Бог изгнать русских или отобрать что-то у русских.
Русские всегда возвращаются.
Русские вернутся и вернут свое.
Но когда русские возвращаются,
они не умеют рассчитать силу и применить ее пропорционально.
Они уничтожают все на своем пути.
Не обижайте русских.
Иначе, когда русские вернутся
на землю с могилами их предков,
живущие на этой земле будут завидовать своим предкам – мертвым...»
Не пугайтесь, это просто отрывок из книги «Прыжок волка. Политические очерки Чечни» – к нам не имеет никакого отношения. Кстати, почему-то эту фразу утащили некие люди, заменили в ней слово «русские» на «украинцы», приписали Джохару Дудаеву, выложили в Интернет и теперь у них дискуссия – а не Алла ли Дудаева написала эдакое о братском украинском народе? Когда во время интервью я спросила Садулаева, как он относится к этой истории, он ответил – «Это вопрос не ко мне, а к психиатру». Что-то в последнее время много вопросов к психиатру накопилось.