Жители маленькой волости Кыпу, в одночасье поднятой на знамя административной реформы из-за итальянского вояжа своего руководства, честно говоря, толком не знают, что отцы волости делали в Италии. Запертая волостная управа им не мешает, куда сильнее досаждают столичные всезнайки, которым не понять, с каким трудом поддерживается жизнь в провинции.
Мир против волости Кыпу
Тепло. Разгар дня. Одинокий банкомат, маленькая аптека и магазин. Запертое здание волостной управы и сообщение на ее дверях о том, что следующие 10 дней сотрудники проведут в Италии в учебной поездке. Журналисты пишут о «равиольном» вояже чиновников. Министр внутренних дел говорит о серьезном нарушении этики.
«Я пока сохраняю нейтралитет, поскольку меня это напрямую не касается. Если в результате этой поездки наша мыза будет развиваться, как и местный туризм, то почему бы и нет?» – комментирует поведение волостного руководства местная жительница Маргит, узнавшая о командировке из газет.
Такого же мнения придерживается и ее соседка Рийна. По ее словам, из местных поездку осуждают только завистники. Янар, который родом из Кыпу, но постоянно тут не живет, настроен более критично: «Если бы я здесь жил, меня бы это вывело из себя».
Репетиция реформы
«Мы ходим в управу раз в месяц, чтобы заплатить за воду», – ставят точку в дискуссии Калли и Элли. Очередей в управе не бывает даже по самым оживленным дням, поскольку на все девять деревень волости приходится лишь 680 живых душ, по городским меркам – население одного панельного дома. Отсюда и отношение кыпусцев к чиновничьим разъездам – что с того, если управа закрыта полторы недели, ведь если не вдохнуть во все это новую жизнь, все и так загнется.
Корни нынешнего скандала уходят в 2002 год, когда на стенах мызы Суур-Кыпу под слоями краски были обнаружены росписи в помпейском стиле. Это была сенсация. С того времени руководство волости неустанно писало проекты, чтобы реновировать здание мызной школы на деньги Европы и государства. Здание привели в порядок, теперь нужно узнать у итальянцев, как превратить его в магнит для туристов.
Тыну Врейманн – единственный из шести членов волостной управы, кто остался дома. «Теперь вся страна запомнит, что Кыпу находится в Вильяндимаа», – иронизирует он. В действительности волостное собрание дало разрешение на командировку только волостному старейшине Кивилоо. Потом вместе с кураторами проекта сформировали делегацию из 14 человек: с мызы, из гостевого комплекса, управы... Поскольку билеты на самолет купить не удалось, решено было ехать на машинах. Вот так командировка и затянулась на десять дней. Закрыть управу на это время решили единогласно. «Если кто-то случайно умрет или родится, все бумаги можно оформить в Вильянди, это и есть привыкание к административной реформе», – говорит Врейманн.
Роскошь неуместна
Ему сложно объяснить, что в Италии забыл волостной секретарь и почему сам он не может обеспечить доступ людей в управу. Министерство культуры сообщило Postimees, что Кыпуская волостная управа получила из программы восстановления школ при мызах 59 941 евро от Норвегии, Исландии и Лихтенштейна. На учебную поездку предусматривалось 16 400 евро. Самофинансирование волости составило 10 581 евро, часть из этих средств также ушла на итальянский вояж.
Руководитель программы восстановления школ при мызах Рийн Алаталу сказала, что полученные в Италии знания должны помочь кыпусцам создать интерактивную историческую экспозицию, открыть итальянский ресторан и сад приправ. «Это будет способствовать развитию местного общепита и проведению конференций. Проверить, все ли было сделано правильно, мне еще только предстоит».
Министр внутренних дел Ханно Певкур сказал, что, узнав о поездке кыпуских чиновников, первым делом проверил, не идет ли речь о первоапрельской шутке. «Когда ряд волостей на переговорах по бюджету заявляют, что у них нет денег на одно, другое или третье, волостная управа в полном составе едет в Италию! Для этой поездки хватило бы одного-двух чиновников», – возмущается министр.